Олимпийский биатлонный сезон на финише. В четверг, 20 марта, стартовал заключительный, девятый этап Кубка мира, который проходит в норвежском Холменколлене. Конечно, главный старт четырехлетия в какой-то степени затмил борьбу «стреляющих лыжников» в общем зачете Кубка мира в текущем сезоне.
Но тем не менее почти все спортсмены после окончания Олимпийских игр в унисон говорили о том, что намерены завершить выступление на мажорной ноте. Особенно на международной арене радуют успехи российских биатлонистов — Антона Шипулина в Поклюке и Ольги Зайцевой в Контиолахти. Пусть немного запоздалые, но все же успехи.
Союз биатлонистов России подведет итоги выступления сборной команды нашей страны на домашней Олимпиаде в Сочи 20 мая на отчетно-выборной конференции. Однако Игры завершились почти месяц назад, и мы, журналисты и болельщики, на свой непрофессиональный взгляд, уже можем дать свою собственную оценку завершающемуся на днях биатлонному олимпийскому циклу.
Прошедшее четырехлетие стало далеко не самым простым в истории отечественного биатлона. Тренерские перестановки, переходы спортсменов из одной тренерской группы в другую, далекий от идеала предолимпийский чемпионат мира в чешском Ново-Месте, в конце концов, разразившийся за неделю до Игр допинговый скандал, в котором еще не поставлена точка.
Все эти потрясения наверняка повлияли и на итоговый медальный результат. Откровенно говоря, в домашних стенах от российских биатлонистов ждали большего. Как минимум двух золотых медалей, о которых неоднократно говорил Михаил Прохоров, озвучивая предварительный медальный план.
Вопросов как к тренерскому штабу, так и к руководству накопилось великое множество. И они, безусловно, будут заданы. Но прежде, чем их задать, мы попытаемся объективно взглянуть на вид спорта, который восхищает нас и одновременно вскрывает самые болезненные точки всего отечественного спорта.
Вспомните Олимпиаду. Ведь то, что наши девушки смогли завоевать серебро в женской эстафетной гонке в тех условиях, в которых оказалась наша сборная перед Олимпиадой, вообще можно считать чудом: сборная, в которой 35-летняя Зайцева является безоговорочным лидером, сумела обыграть и резвых норвежек, и молодых немок, и скорострельных француженок.
А наши мужики! Они не просто стали первыми в Сочи, они одержали действительно эпохальную победу на родной земле. Это золото, завоеванное в невероятно высокой конкуренции, — первое в истории постсоветской России.
Не секрет, что медали, которые приходится долго ждать, в данном случае целых 26 лет, приобретают особенную ценность. Эта победа еще и дает понимание, что прошло время, когда для мужской российской команды успехом считалось добыть в эстафете хоть какую-нибудь награду. Смена поколений в мужской сборной прошла, и сегодня нашей командой парней можно смело гордиться.
{banner_m-001}
Что это — естественная эволюция или результат незаметной с первого взгляда гигантской работы? Союз биатлонистов России, последние пять лет возглавляемый Михаилом Прохоровым, приложил все усилия для того, чтобы наши спортсмены были конкурентоспособны на международной арене. Помимо старших тренеров мужской и женской команд с каждым биатлонистом индивидуально работает целая группа специалистов, начиная от личных тренеров и психологов и заканчивая сервисменами и массажистами.
Вряд ли кто-то из членов российской команды может пожаловаться на отсутствие полноценных условий для тренировок и соревнований: сборы проводятся в среднегорье и на равнинной местности, за границей и на территории нашей необъятной страны.
Биатлонисты обеспечены самым лучшим на рынке инвентарем и совершенно забыли про перелеты в Европу с двумя-тремя стыковками из-за экономии на билетах и о скандалах с руководством СБР из-за дележки спонсорских денег. Спросите тех, кто постарше: все это лет десять назад было данностью российского биатлона.
Если не просто считать награды, а заглянуть чуть глубже, мы с вами поймем, что в тени Сочи 2014 происходит важный процесс: шаг за шагом, тяжело и не без потерь мы возвращаемся в мировую спортивную элиту.
Сегодня в сборной России выступают преимущественно те ребята, которые росли в лихие 90-е, когда о хорошем инвентаре не мечтали, потому что элементарно не всегда были сытыми. Раскрывшаяся на этой Олимпиаде и завоевавшая две серебряные награды российская биатлонистка Ольга Вилухина не стесняется рассказывать, как непросто было в юные годы тренироваться:
«Когда уезжали на сборы, в дорогу собирали все подряд: термос с чаем, бутерброды, воду, печенье. Если ехали далеко, жарили курицу или пирожки. Я безумно любила мамины пирожки, но денег тогда не хватало, иногда даже на тесто. Поэтому брали, что в холодильнике лежало. 90-е — не самые простые годы. Союз только распался, новая страна еще не построилась.
Мы первое время даже стеснялись доставать еду из рюкзака. Дети, беднота, куча комплексов…»
Вспоминая те времена, Ольга признается, что новому поколению спортсменов будет комфортнее строить профессиональную карьеру. Сейчас почти со 100-процентной уверенностью можно сказать, что последствия лихих 90-х преодолены: Министерство спорта старается максимально обеспечить спортсменов, за победу на Олимпиаде атлеты получают высокие призовые и дорогие авто, СБР тратит миллионы рублей на развитие детского спорта, безвозмездно передавая инвентарь и винтовки в региональные спортшколы. Все вкупе дает результат, и в итоге мы радуемся победе на Олимпийских играх в Сочи.
В СБР говорят, что фундамент заложен и Сочи 2014 — это только начало. В Пхенчхане 2018 может выступать уже новая команда спортсменов, родившихся и выросших в стабильности и комфорте. Заявления не голословные: на юниорском чемпионате мира по биатлону, который меньше месяца назад состоялся в США, сборная России одержала уверенную победу в командном зачете, имея в своем активе 13 медалей, 4 из которых — высшего достоинства.
Через пару лет, как вы понимаете, эти ребята будут наступать на пятки нашим олимпийским чемпионам — Ольге Зайцевой и Евгению Устюгову.
Не стоит отрицать, что в работе со сборной применялось множество экспериментов, часть которых впоследствии были признаны неудачными. Но давайте судить объективно: когда и что удавалось нам с первого раза, по взмаху волшебной палочки? Именно так, методом проб и ошибок, мы придем к истине. Главное — не наступать на собственные грабли и не совершать ошибок прошлого. СБР усвоил этот урок на много лет вперед.
Пока в России анализируют непростой олимпийский цикл и копят неприятные вопросы для тренеров и руководства, коллеги по Международному союзу биатлонистов третий год подряд оценивают работу СБР, вручая россиянам на ежегодной церемонии подведения итогов приз IBU «За развитие».
А президент главной международной биатлонной организации называет своим очевидным преемником исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, благодаря работе которого в IBU стали прислушиваться к мнению российской стороны. Может быть, европейцы со стороны видят что-то более важное, чем мы?