Сегодня 80% производства приходится на Индонезию и Малайзию. Масло получают из плодов масличной пальмы (пальмовое) и из их косточки (пальмоядровое). Родиной пальмового масла считается Африка. Согласно данным археологических раскопок, его использовали в Египте еще 5 000 лет назад.
По составу пальмовое масло отличается от остальных растительных, так как наполовину состоит из насыщенных жиров, а наполовину — из ненасыщенных. Именно эта особенность состава и невероятная урожайность масличной пальмы сделали ее маслом номер один в мире.
Цвет сырого пальмового масла — красный, в нем содержатся витамины группы А и Е — мощные антиоксиданты.
Красное пальмовое масло полезно для пищеварения, сердца и сосудов. Витамины А и Е, пальмитиновая, линолевая, олеиновая кислоты и кофермент Q10 в комплексе нормализуют давление, укрепляют стенки сосудов и снижают риск образования тромбов. Красное пальмовое масло нужно употреблять сырым в салаты, его также используют как функциональную добавку в различные продукты.
В России активно обсуждают так называемое «техническое» пальмовое масло, которого на самом деле не существует.
При первой очистке масло освобождается от свободных жирных кислот, которые идут на технические нужды — к примеру, производство свечей, — а оставшееся масло называют CPO (от англ. crude palm oil — сырое пальмовое масло).
Масло экспортируют во многие страны, где и проходит дальнейшую обработку, рафинацию и дезодорацию. На выходе мы имеем масло без цвета и запаха, которое служит жировой основой многих продуктов.{banner_st-d-1}
Пальмовое масло активно применяют в пищевой промышленности США, Европы и Азии.
Во всем мире есть требования к степени очистки пальмового масла, используемого в пищевых целях. Стоит отметить, что в России этот продукт не используют для жарки или фритюра, в отличие от Малайзии и Индонезии. Пальмовое масло для нас скорее полуфабрикат — из него производят жир специального назначения (заменитель молочного), а также фракции для использования в кондитерской, хлебопекарной и масложировой промышленности.
Несмотря на мифы, пальмовое масло не содержит вредных трансжиров и холестерина. Оно не требует «затвердения», в отличие от жидких растительных масел, которые подвергаются специальной обработке водородом — так называемой частичной гидрогенизации.
Этот метод широко использовался в мировой и советской пищевой промышленности в течение всего 20 века, пока в середине 1990-х годов ученые из Голландии не доказали, что трансжиры, получаемые в результате этого процесса, смертельно вредны для человека. Они меняют липидный обмен, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, раку.
Признание трансжиров вредным пищевым компонентом подтолкнуло мировую пищевую индустрию искать замену частично гидрогенизированным жирам. Пальмовое масло подходило по своим пищевым и техническим характеристикам.
Твердое при комнатной температуре масло можно использовать для приготовления теста, глазури, крема и бисквита, но при этом оно стоит в три раза дешевле, чем сливочное масло, и не является таким вредным, как трансжиры.
Применять пальмовое масло стали больше с середины 1990-х, и его производство увеличилось в три раза в течение следующих 20 лет. Многие страны приняли государственные запреты в отношении вредных трансжиров, которым предшествовали активные информационные кампании и программы по их маркировке на этикетке.
Первый полный запрет трансжиров в продуктах питания ввела Дания в 2003 году, по этому же пути последовали Исландия, Швеция, Венгрия, Норвегия, Австрия, Швейцария, США и Аргентина.{banner_st-d-2}
Исследования показали, что запрет трансжиров в Дании снизил смертность от ишемической болезни сердца. При этом потребление пальмового масла в ЕС с 2000 года удвоилось, достигнув почти 7 млн тонн в 2015 г., что в 10 раз превышает количество завезенного в Россию пальмового масла в том же году.
К сожалению, россияне почти ничего не знают о вреде трансжиров. Это подтверждают данные опроса о предпочтениях покупателей, проведенного НИЦ «Здоровое питание».
Только 1 из 10 человек слышал о трансжирах, и почти никто не представляет, где они содержатся и насколько они вредны, зато о вреде пальмового масла из СМИ знают более половины респондентов. Сегодня в России действует лишь частичное ограничение трансжиров. Так, в маргаринах и спредах установлены нормы в 8% и 20% соответственно — с научной точки зрения непозволительно высокие показатели.
Согласно техническому регламенту, с 2018 года производители должны снизить их до 2% (международно признанный уровень). Однако, учитывая «плохую» репутацию пальмового масла, которое является основной заменой трансжиров, производители могут пролоббировать сохранение прежних показателей еще на пять лет.
Противники пальмового масла часто говорят, что оно может затруднять переваривание пищи. Это утверждение не имеет под собой научного обоснования.
Пальмовое масло схоже с другими жирами (сливочное масло, говяжий жир, бараний жир, куриный жир, подсолнечное масло) и расщепляется при помощи фермента липазы.
Влияние пальмового масла и его составляющих на организм человека исследуют ведущие научные институты. Так, только в базе научных публикаций MedLine содержится более двух тысяч исследований на эту тему.
Ученые единогласны в своих оценках: замена трансжиров на пальмовое масло в продуктах питания значительно улучшает липидный профиль крови — биомаркер риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Основные опасения медиков в отношении пальмового масла связаны с высоким содержанием насыщенных жиров.
Последние сравнительные исследования пальмового масла с другими растительными маслами (соевым, оливковым, подсолнечным) не выявили существенных различий в их влиянии на биомаркеры риска сердечно-сосудистых заболеваний: уровень общего холестерина, липопротеинов низкой и высокой плотности в крови человека.
Тем не менее, как и любой жир, пальмовое масло содержит 9 ккал на каждый грамм. Поэтому для того, чтобы выполнять рекомендации ВОЗ по потреблению не более 30% калорий из жиров, не стоит им злоупотреблять, так как это может привести к развитию ожирения и других заболеваний.
В ЕС пальмовое масло не запрещено. Однако беспокойство вызывает поведение производителей этого продукта. Для выращивания масличных пальм расширяются плантации в Азии, Африке и Латинской Америке.
Экологические организации утверждают, что для этого вырубаются тропические леса — главное место обитания многих исчезающих видов животных.
Всемирный фонд дикой природы поддерживает выпуск пальмового масла, однако резко выступает против политики многих производителей: вместо того, чтобы создавать новые плантации на уже разработанных больших площадях земель, они расчищают новые лесные территории, попросту уничтожая то, что на них растет.
Чтобы поддержать движение против уничтожения лесов, многие европейские производители начали выпускать продукцию с этикеткой «без пальмового масла».
Этот шаг в сторону защиты окружающей среды был истолкован многими как желание отказаться от пальмового масла по причине того, что оно якобы представляет угрозу для здоровья. В частности, такая мера послужила возникновению в России мифов о вреде пальмового масла.
Исторически сложилось так, что новые пищевые продукты трудно приживаются в России. К примеру, картофель, впервые появившийся в стране еще при Петре I, люди встретили с опаской. Бытовало мнение, что он ядовит и даже может вызвать проказу.
Тогда никому и в голову не могло прийти, что этот овощ станет основой русской кухни.
Такая же судьба ждала и подсолнечное масло. Первые семена растения завезли в Россию в 18 веке, а использовать его в пищевых целях начали только 150 лет спустя.
Похожая история происходит сейчас с пальмовым маслом.
Итак: пальмовое масло позволяет отказаться от применения трансжиров в продуктах питания. Его использование для производства кондитерских и хлебобулочных изделий могло бы снизить частоту онкологических заболеваний, а умеренное потребление сократило бы число сердечно-сосудистых заболеваний, которые провоцируются в том числе действием трансизомеров жирных кислот.
Если запретить пальмовое масло, на чем некоторые так настаивают, то применение гидрогенизированных жиров увеличится. Это, в свою очередь, приведет к увеличению онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.