Снег - одно из самых распространенных явлений природы. На земном шаре устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и в Антарктиде, причем большая его часть приходится на территорию нашей страны. Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж.
В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо без специальных приспособлений для ног, увеличивающих площадь опоры, позволяющих легко и свободно, как лось на своих разлапистых копытах, преодолевать снежные сугробы в полях, лесах, горах. Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж - одного из самых удивительных изобретений первобытного человека.
Лыжи - аборигены любой российской глуши, где бесконечно долго властвует зима. Иногда даже бередит душу мысль: лыжи возникли у нас также естественно и своевременно, как снег. Но они природой не рождаются - тут нужно усилие ума человека.
Существует немало версии об изобретении лыж. Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не установлены. Источниками наших знаний о появлении и эволюции лыж являются этнографические исследования историков, народный эпос, летописные своды и другие литературно-исторические материалы, изобразительное искусство, включая иконопись.
Объективными историческими документами являются памятники материальной культуры человеческого общества - археологические находки. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого! передвижения по глубокому снегу, были несомненно снегоступы или ступающие лыжи. Эти овальные, затем ракетообразные примитивные! приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно через так называемую лыжу-башмак приняли форму скользящих лыж, что позволило значительно увеличить скорость передвижения.
О появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926 г.) и В.И. Равдоникаса (1936 г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за многа тысяч лет до нашей эры. Причем, уже тогда это были скользящие лыжи.
Композиция трех людей на лыжах является уникальным памятником первобытного искусств туловища, придают всей композиции особую стройность и выразительность. Весьма впечатляют своим изяществом фигуры пятнадцати лыжников, двенадцать из которых имеют по одной палке в руке, и фигура лыжника на буксире. Возраст найденного у берегов Северного ледовитого океана наскального рисунка лыжника с топором - его в шутку называют первым биатлонистом - археологи определяют в 12 тыс. лет.
Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями , найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из последних находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.
Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины Х111 в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.
Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, был поражен лыжами, применяемыми нашим народом. В 1617 г. он писал: "Сделали русские изобретение... Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться". В отличие от русских, остердальские лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными. При движении на них викинги скользили только на длинной левой лыже, а короткая правая служила для отталкивания.
Народный эпос (сказания, былины, саги, легенды) хотя иногда и имеет мифически-религиозную окраску, но всегда повествует прямо или косвенно о реальных событиях и отражает историю на определенном этапе развития человеческой культуры. Наши предки не могли понять и объяснить многих явлений природы, верили в сверхъестественную силу, искали покровителей - богов и героев-богатырей, наделяя их всем лучшим, что могли сами представить. Богов и героев северные народы представляли как лыжников, владение лыжами трактовалось ими основным достоинством человека. Так, в народных преданиях у остяков говорится о том, как бог Тунк-Покс преследовал на небе лося на лыжах и на спуске одну лыжу сломал, но даже на одной лыже настиг зверя. Поэтому Млечный Путь имеет вначале две полосы и далее переходит в одну.
Былинный эпос тех же остяков рассказывает о высоких физических качествах богатырей, их умении быстро ходить на лыжах. Во время охоты, как повествуют былины, люди упражняли силу своих ног в беге на лыжах и силу рук в натягивании тугого лука. Народные эпические предания сохранили для нас события многовековой, может быть даже тысячелетней, давности, происходившие в северных районах Удмуртии, неподалеку от реки Чепцы. Одна из легенд повествует о живших рядом с Чепцой богатырях Селты.
{banner_m-001}
Зимой они надевали серебряные лыжи, чтобы сбегать в гости к друзьям из племени Идны. Расстояние в 20 верст они проносились с такой скоростью, что хлеб, вынутый из печи, не успевал остыть. Другая легенда сообщает о богатыре по имени Идна (основатель древнейшего поселения на территории Удмуртии - Иднакар). По свидетельству сказителей, этот лыжник был обладателем золотых лыж и пробегал расстояние в 30 верст быстрее ветра. Некоторые исследователи считают, что название "серебряные и золотые лыжи" пошло от породы деревьев, из которых они изготовлены. Другие предполагают, что эти названия - скорее всего эпитеты, обозначавшие не только внешние достоинства самих лыж, но и физические качества их владельцев.
Свыше 150 лет назад по глухим деревушкам российской беломорской Карелии бродил страстный собиратель народных песен-рун врач-хирург, филолог Элиас Леннрот, создавший великий и цельный памятник народного творчества, народную поэму "Калевала". Совершив свое первое путешествие в 1828 г., он повторил его в 1831 г., выйдя на границу тогдашней российской Карелии, затем продолжил в 1833 г. уже в самой российской Карелии и, наконец, увенчал в 1834 г. наиболее удачным и плодотворным сбором рун в тогдашней Архангельской, губернии, где познакомился с 80-летним старцем Архипой Перттуненом, "патриархом певцов рун", спевшим для него много новых песен. Кропотливое исследование А. Ниеми обнаружило, что по крайней мере 94% стихов вышло из уст народа.
Русский читатель по-настоящему узнал "Калевалу" лишь в конце 80-х годов прошлого столетия, когда ее перевел филолог Л.П.Вельский.
а различная степень изгиба фигур, как и различная степень разворота их Тринадцатая руна "Калевалы" воспевает искусство владения лыжами :
Не горюет Лемминкяйнен!
Говорит слова такие:
"Ты мне только сделай лыжи,
Чтоб они готовы были
А уж я поймаю лося На поляне дальней Хийси".
Люликкн был мастер в деле,
Кауппи тот искусен в лыжах,
Вырезает лыжи в осень,
Их обтачивает в зиму,
День один строгает палку.
День другой - кольцо упора.
Лыжа левая готова.
Лыжа правая за нею,
Приготовлены и палки,
И приложены к ним кольца,
И ценою палка с выдру.
А колечко - с лисью шкуру.
Жиром лыжи он намазал,
Мажет их оленьим салом;
Сам в уме он держит думу,
Говорит слова такие:
"Суждено ль кому из юных,
В подрастающем народе,
Этой левой лыжей двигать.
Также двигать лыжей правой?
Молвил юный Лемминкяйнен.
Удалец, цветущий жизнью:
"Да, один из этих юных,
Из растущего народа.
Будет левой лыжей двигать.
Будет двигать также правой.
На спине колчан приладил,
Положил свой лук на плечи,
Захватил он в руки палку;
Начал двигать левой лыжей,
А за нею также правой,
Говорит слова такие:
"Не найдется в божьем мире,
Под небесным этим сводом
И под этими ветвями
Ни один четвероногий,
Кто не мог бы быть настигнут,
Не достался бы в добычу
Сыну Калены младому,
Лемминкяйнсну на лыжах.
В седую древность веков уходят корни русских народных потех, забав, игрищ в виде катания на лыжах с гор, езды на них за оленями, лошадьми в дни народных праздников зимой.
Материалы эпоса народов Севера свидетельствуют, что на протяжении Х1У-ХУ1 веков придавалось громадное значение развитию физических качеств человека, в том числе и умению владеть лыжами. На Руси среди народных видов физических упражнений лыжи имели жизненно важное значение у остяков, вогулов, коми, ненцев, саами и др. Дети этих народов с ранних лет учились ходить на лыжах. В народном эпосе умение хорошо пользоваться лыжами выставлялось как одно из важнейших богатырских качеств. В соревнованиях и подвигах древних богатырей основное место занимало искусство быстрого передвижения на лыжах.
Совершенно исключительны способности былинных богатырей в использовании лыж. В сказаниях народов Севера лыжи изображаются своего рода ковром-самолетом. В одной из остяцких былин рассказывается о знаменитом русском богатыре Салхане, который превзошел всех своих соперников в быстром передвижении на лыжах. Однажды Салхан решил показать соперникам свою ловкость. Встав на лыжи, он привязал к поясу сзади на длинном ремне лопату.
Салхан постепенно набирал скорость, лопата мало-помалу отделялась от снега и, в конце концов, повисла в воздухе горизонтально на натянутом ремне. Но Салхан еще не достиг предела скорости. По мере дальнейшего ускорения хода лопата из горизонтального положения поднималась все выше и выше, и, когда Салхан развил наибольшую скорость, лопата повисла вертикально над головой лыжника.
Обширный материал по истории лыж дают литературно-исторические источники.
Первые письменные сведения о применении ступающих лыж содержатся в трудах древнегреческого историка Ксенофонта. Описывая свой поход в Малую Азию в 401 г. до н.э., он сообщает, что армяне для ходьбы по снегу в горах Кавказа использовали привязанные к ногам круглые деревянные дощечки, по-нашему - ступающие лыжи. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII вв. н.э. Готский монах Жорданес в 552 г., историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770 г., Верефрид в конце VII в. дали подробное описание использования лыж в быту, как средства связи, и в труде, главным образом, на охоте.