В мире Кроссфита он стал легендой; единственный атлет, сумевший попасть на все без исключения Игры с самого 2007 года. В возрасте 33 лет, весом менее 70 кг, он старше и легче большинства элитных кроссфиттеров. Но несмотря на это, Крис трижды попадал в десятку лучших. Такие результаты говорят сами за себя.
В 2012 году мы надеемся увидеть нового Криса Спиллера в «Хоум Дипо Сентер» — прибавившего в весе, уверенного в себе и готового к покорению новых вершин. После рекордного отбора на шестые Игры, Крис встретился с нами, чтобы обсудить широкий круг вопросов, начиная с его жизни вне Кроссфита и заканчивая прогнозом на Игры КФ 2012. Что поразило нас больше всего? В прошлом году его слабым местом был ужасный настрой — он считал, что недостоин быть на Играх. В этом году всё изменилось.
Вопрос: Как ты узнал о Кроссфите?
Ответ: Я был вожатым в походном лагере «Young Life» и там подружился с парнем из морской пехоты, который и рассказал мне о Кроссфите. Я благополучно забыл о разговоре и вспомнил только через пару недель. Сидел в интернете, увидел веб-сайт, попробовал воркаут и втянулся навсегда.
Вопрос: Похоже, что отбор на очередные Игры для тебя стал большим событием. В том году, однако, ты упомянул, что был подготовлен физически, но не морально. В каком смысле?
Ответ: Я немного сомневался в себе, потому что региональные можно было пропустить — я и без них попадал на Игры. Так и поступил. В региональных воркаутах были упражнения на силу, их я пропустил, и не показал себя и не доказал себе, что готов к соревнованиям. Когда я выступал на Играх, я чувствовал себя частью события, но казалось, что оказался я там незаслуженно. В этом году всё иначе.
{banner_m-001}
Вопрос: Кстати говоря, как, на твой взгляд, важен вес тела для силовых упражнений?
Ответ: Зависит от атлета. Я считаю, что большинству спортсменов не нужно заморачиваться на весе, особенно новичкам и людям без хорошей предварительной подготовки. Думаю, многим атлетам можно просто поставить акцент на силовые тренировки, и они получат отличные результаты. Лично я в последнее время мало работаю на силу. Когда нужно было надавить на тяжелые подъемы, я решил прибавить в весе. Не думаю, что это критично, но если вы упёрлись в стену возможностей, дополнительный вес может помочь.
Вопрос: И сколько килограмм ты набрал?
Ответ: На пике было около 5,5 кг. Но после ряда тренировок по два раза в день скинул до 3−4 кг; остановился где-то на 70 кг в итоге, так что с прошлого года я набрал почти четыре килограмма.
Вопрос: Эти килограммы помогли?
Ответ: Ещё как. Особенно если учесть программу региональных в этом году. Дополнительный вес реально помог улучшить силовые показатели.
Вопрос: Насколько нам известно, ты пробовал работать по программе Вестсайд Барбелл какое-то время. Дала ли она результаты?
Ответ: Безусловно. Прибавка в силе получилась ощутимой. Я работал по программе два дня в неделю и занимался Кроссфитом три дня в неделю. Прибавил заметно, но после 6−8 недель я попытался пройти ещё один цикл, и результаты были уже не такие. Наверно, организм просто привык. Я считаю, методика отличная, но нужно знать, когда лучше перейти на другие упражнения, сменить нагрузку или схему повторений, чтобы отдача была всё время.
Вопрос: Итак, давай поговорим о девушке по имени Диана. Надеялся ли ты выступить так же хорошо, как на первом воркауте на региональных этого года?
Ответ: Так же хорошо не надеялся, но понимал, что нужно брать первое место, чтобы был запас очков, на случай если в остальных воркаутах выступлю хуже.
Вопрос: Много ли людей ставят личные рекорды на соревнованиях?
Ответ: Крис: Кто-то на соревнованиях как рыба в воде и особо не нервничает; такие люди ставят рекорды. Но я видел и ребят, скованных от страха из-за обстановки и напряжённости, и таким атлетам приходится нелегко.
Вопрос: Ты пока единственный атлет, попавший на все шесть Игр КФ, заняв 4-е, 10-е, 26-е, 3-е и 11-е места соответственно. Какие изменения в программе и самих соревнованиях ты заметил?
Ответ: Думаю, больше всего изменилась нагрузка. В 2007 был воркаут из пяти раундов по 20 подтягиваний и 7 толчковых швунгов на 61 кг. В то время всем казалось, что это супер-тяжело, а сейчас делают силовые взятия на грудь с виса на сотню, по 30 повторений, со становой на 156 кг! В прежние времена такое бы никто не осилил. Ещё мне кажется, что часть упражнений усложнилась технически.
Что до самих соревнований, они превратились из домашних посиделок, где все свои, в полноценный международный спорт, с крупнейшими спонсорами и солидными призовыми, на которые топовые атлеты могут жить припеваючи. Всего несколько лет назад победители Игр получали 500 или 100 долларов за первое место, или просто подарочную карту на 50 баксов. Уровень соревнований взлетел, и требования к атлетам и близко не стоят по сравнению с теми, что предъявлялись пять лет назад.
Вопрос: Каждый год воркауты становятся всё сложнее. Как думаешь, что организаторы придумают в этом году, чтобы поднять планку?
Ответ: Ага, мы каждый год гадаем, чего же они нам такого напридумывают. В 2010 году «Аманда» отлично открыла соревнования. В 2011 был заплыв. Не знаю, будут ли жесткие варианты типа заплыва, но сами воркауты могут слегка изменить. Добавят какие-нибудь выходы на турнике или прогулку с весом на плечах. Какие-то новые вещи. Может, броски пудового мяча, как вариант. Попробуют внести разнообразия таким образом.
Вопрос: Как часто ты проводишь тренировки?
Ответ: Пять раз в неделю: 3работа−1отдых−2работа−1отдых. Сейчас, учитывая Игры, я парутройку раз в неделю занимаюсь дважды в день. А вообще, обычно занимаюсь только раз в день. Мне ведь 33. Помню себя в 21 год, когда мог провести четыре воркаута в сутки без какихлибо проблем, но всё меняется после 30. Восстановление проходит дольше, что особенно заметно, если сравнить себя в 21 и себя же в 31. Думаю, разница огромная. И все говорят: «А ты представь, что будет в 40 или 50!» Когда тебе 33, нужно просто подходить к тренировкам с умом, а не «в лоб», занимаясь день и ночь, как это делают ребята в 22-23 года.
Вопрос: Как считаешь, программа соревнований влияет на шансы ребят победить?
Ответ: Если бы атлеты были до конца честными с собой, они бы прямо сказали, что программа абсолютно точно влияет на результаты. И я тоже считаю, что одной из причин, по которой я занял 3е место в 2010, было сочетание упражнений на поднятие веса с упражнениями на технику: силовое взятие на грудь и отжимание в стойке на кольцах; рывки в сед и выход опять же на кольцах; становая и пистолет. На региональных в этом году были другие вещи: рывок 45-кг гантели одной рукой и бег; гребля/пистолеты и силовое взятие на грудь с виса.
Пистолеты перестали быть проблемой даже для больших парней. Многие упражнения из этого набора, по крайней мере на региональных, мне показались ужасно тяжелыми. Так что, если по чесноку, программа влияет на результат. И честные атлеты это знают. А ещё думаю, что в десятке лучших борьба всегда будет жаркой, несмотря ни на что.
Вопрос: Что, на твой взгляд, имеет решающее значение, когда речь заходит о десятке лучших среди мужчин?
Ответ: Не знаю даже… Умение справиться с нервами. Порядок проведения этапов. Очень важен моральный настрой. Некоторые люди ломаются, а кто-то держится; такие ребята выступают лучше.
Вопрос: Ты занимался борьбой в подростковом возрасте. Что ещё подготовило тебя к Кроссфиту?
Ответ: Борьба прежде всего. Ещё занимался лакроссом, бегом, даже играл в гольф и футбол. Много чего полезного делал. Мне кажется, сейчас дети слишком зациклены на одном виде спорта. Как только им стукнет восемь, родители записывают их в какую-то секцию, и там ребята остаются «до победы». Я вообще не различал виды спорта до старших классов, и мне это помогло. В конечном счёте главную роль сыграла борьба: продолжительность занятий, интенсивность тренировок, работа над силой и выносливостью — всё это есть и в Кроссфите. Борьба, пожалуй, повлияла больше всего.
Вопрос: Что касается личной жизни, чем ты любишь заниматься в свободное время?
Ответ: Проводить время с семьей, потому что я уезжаю на работу каждые выходные, так что любая свободная минутка с семьей — женой и двумя детьми — для меня на вес золота. Ещё обожаю лыжи. Когда не соревнуюсь, люблю прокатиться на лыжах или горном велосипеде.
Вопрос: Чего о тебе не знает большинство кроссфиттеров?
Ответ: Наверно, что я сам для себя главный критик. Я очень строг к себе. Многим людям это кажется вполне естественным, но мне, между прочим, приходится делать усилие над собой, чтобы не переборщить с самокритикой.
Вопрос: Кем ты восхищаешься?
Ответ: Людьми с невероятной силой воли, любыми, что бы они ни делали и где бы ни находились. Такое часто можно увидеть на соревнованиях. Настоящий дух соперничества. Вот чем я восхищаюсь; вот что вдохновляют людей. Восхищаюсь ребятами, готовыми вывернуться на изнанку и показать лучшее, на что они способны, независимо от мест и званий. Такому не учат. Это очень важное человеческое качество.
Вопрос: Будучи тренером по Кроссфиту, какой совет бы ты дал 1) новичку и 2) опытному атлету, который хочет показать себя?
Ответ: Тем, кто только начинает заниматься — старайтесь получать удовольствие от занятий. Слишком много ребят зачарованы циферками в профиле, и только на них и ориентируются, чего быть вовсе не должно. Не для того эту систему придумали. Кроссфит нам нужен, чтобы другими вещами заниматься было легче и веселее. Так к нему и относитесь. Получайте удовольствие и не пугайте себя чужими цифрами. Не сравнивайте себя с другими кроссфиттерами.
Что касается опытных атлетов — наберитесь терпения. Многие ребята рвутся к быстрому успеху; хотят попасть на Игры в первый-второй год тренировок. Ставить цели — штука хорошая, но нужно быть реалистом по поводу собственных сил и возможностей. Ставьте великие цели, но будьте упорными в их достижении. Ребят с шилом в одном месте полно, и каждый год мы получаем одно и то же. Нужно просто набраться терпения и трезво оценивать свои возможности. Поднажмите на слабые места и не оглядывайтесь на других и их программы. Просто делайте то, что нужно сделать.
Принимая во внимание «утяжеление» воркаутов, должны ли атлеты скорректировать программу на силовые упражнения, чтобы прибавить в подъемах?
Крис: Зависит от их слабых и сильных мест. Такому кроссфиттеру как я, например, программу лучше сменить. Но если ты силён как бык, а в упражнениях без свободных весов никакущий, то лучше сделать акцент именно на них. Зависит от личных качеств.
Каждый охотник желает знать… как питается элита. Из чего состоит твоя диета?
Крис: Если честно, питаюсь по заветам КФ: мясо, овощи, орехи и семена, разные фрукты, чуть-чуть крахмала и никакого сахара. Стараюсь питаться качественно, чтобы все три макронутриента были в каждом блюде. Раз в неделю пью молочный коктейль, но особо диету не нарушаю. Если чего-то сильно захочу, отказывать себе не стану. Молочный коктейль с мятой и шоколадной крошкой в субботу вечером — и жизнь хороша.
«Я еду побеждать. Не просто потусоваться. У меня другая цель. Победить».
А накануне Игр тоже будешь пить коктейли?
Крис: [Смеётся] Я пью их каждые выходные. И раз они отлично идут сейчас, менять что-то перед Играми смысла нет.
Вопрос: Чем ещё бы ты хотел поделиться с читателями?
Ответ: Хотелось бы напомнить сообществу кроссфиттеров одну простую вещь. Кроссфит — это не только Игры. Ведь дело не в одном соперничестве. Вдохновляют атлетов на новые свершения больше те ребята, кто никогда не попадёт ни на региональные, ни на сами Игры. Они могут пойти на Опен из-за любви к КФ, но ведь Кроссфит не об этом. Взять внуков на руки и не получить грыжу, стать более независимым, лучше чувствовать себя в любимых видах спорта. Кроссфит стремительно растёт, и именно поэтому хочется напомнить сообществу, что Игры — не главное в КФ. Ведь большинство кроссфиттеров никогда не ступит на порог «Хоум Дипо Сентер». Мне кажется, как раз на таких людей и нужно равняться, а не на тех, кто стремится к чемпионству.
Вопрос: Последний вопрос. Как считаешь, как ты выступишь в «Хоум Дипо Сентер» в июле?
Ответ: Я еду побеждать. Не просто потусоваться. У меня другая цель. Победить. Там будут играть роль разные факторы, но я еду не просто потусоваться. Я еду побеждать.
и совершенствуйся вместе с нами!