Сразу оговорюсь – это не научная статья. Здесь не будет выкладок цифр, исследований, экспериментов. Этот материал основан на собственном опыте нахождения в спортивной системе на протяжении более чем трёх десятков лет сначала в качестве спортсмена, а затем – в качестве тренера и управленца. А так же на мнении моих коллег, среди которых немало заслуженных тренеров России. Мои виды спорта – биатлон и лыжные гонки. Место работы – СШОР.
Как известно, спортивная система нашей страны делится на два больших сегмента – массовый спорт и спорт высших достижений. Целью первого сегмента является вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой. Целью второй – высшие достижения в спорте.
Основными «производственными единицами» системы массового спорта являются клубы и объединения людей, коллективы физкультуры на предприятиях, в учебных заведениях, в системе общего образования, детско-юношеские спортивные школы. Главный критерий их работы – массовость без требований к результатам.
В системе спорта высших достижений работают спортивные школы и училища олимпийского резерва, центры спортивной подготовки. Главный критерий – медали на соревнованиях всероссийского и международного уровней, Олимпийских игр и Чемпионатов мира.
По идее, эти два сегмента должны дополнять друг друга, спорт высших достижений должен черпать таланты из массового спорта. На деле это не так.
Потому что, как говорится, дружба – дружбой, а табачок – врозь. Ни одна ДЮСШ не отдаст талант. Самим нужен. Вот и приходится СШОРам «самим просеивать песок». И тут мы сталкиваемся с суровой действительностью. А главная проблема – это статистика, согласно которой наивысших достижений в спорте добивается 1-1,5% от всех тех, кто им занимается. И то – если звёзды сложатся. К примеру, за почти 65 лет работы наша школа олимпийского резерва воспитала… одного бронзового призёра Олимпийских игр (Алексей Петухов), нескольких Чемпионов Европы, несколько десятков Чемпионов России. За эти годы через стены школы прошли тысячи детей. Этот пример прекрасно вписывается в озвученную выше статистику – 1-1,5%. Так чем же занималась наша школа все эти годы? Ведь исходя из современных критериев эффективности – такая работа никуда не годится. Представляете, сколько денег ушло?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо знать специфику работы тренеров. Ведь именно они непосредственно осуществляют процесс спортивной подготовки.{banner_st-d-1}
Тренер – это специалист в области педагогики, физиологии, анатомии, биомеханики, психологии, менеджмента, конфликтологии, фармакологии. Он должен знать современные методики, быть в курсе последних разработок в части инвентаря, смазок, экипировки. Быть коммуникабельным, тактичным. Владеть информационными технологиями. И постоянно совершенствоваться, повышая свою квалификацию. Таким ДОЛЖЕН быть тренер. Скажите честно – вы много таких тренеров видели? В большинстве своём тренеры в наших спортшколах – это люди старой закалки, с советским образованием и методиками 60-70хх годов 20 века. Нет, они хорошие люди, и среди них тоже есть высококлассные специалисты, но таких – меньшинство. Молодёжь в спортшколы работать не идёт. Потому что — МРОТ. Оклад у молодого тренера, набравшего (это фантастика!) 4 группы начальной подготовки по 10-12 человек — чуть более 5 тысяч рублей плюс «полярки». Поэтому — МРОТ. Специалисту с образованием. У уборщицы в нашей школе — такой же МРОТ. Если у школы есть деньги — ему дотянут до 30 тысяч.
Сразу хочу оговориться – практически каждый тренер мечтает воспитать чемпиона. У единиц это получается – фортуна улыбается. Но у подавляющей массы – нет. Можно ли сделать вывод, что эти люди плохо работают. Не всё так однозначно. Но об этом чуть позже.
Итак, в чём заключается работа тренера? Конечно, есть масса вещей, которым тренер должен научить своих подопечных. Но главное – он должен их научить любить спорт, находить мотивацию для тренировок, научить справляться с трудностями. Одним словом – научить жить в жизни. Мне представляется что тренер – это понятие круглосуточное. Тренер тренирует всё время: и непосредственными заданиями и тем, как он одет, что он говорит, как себя ведёт, чем занимается, что постит в интернете, как общается с другими тренерами. Потому что дети не слушают – они просто делают то же, что и вы. Если вы говорите одно – а делаете другое – они вам не поверят. А если вам не верят спортсмены – вы не тренер.
Работа тренера состоит в том, чтобы каждый день (в буквальном смысле слова) делать вместе со своими спортсменами ещё один маленький шажок вперёд. Круглый год. Не отгулянные многими десятками дни отпуска – нормальное явление в тренерской среде. Или работа во время отпусков. Процесс спортивной подготовки непрерывен.
Работа тренера состоит в том, чтобы невзирая на время суток, усталость, самочувствие, быть готовым часами готовить лыжи к соревнованиям, планировать тренировки, заполнять журналы и табели, общаться с родителями, давать задания спортсменам, контролировать ход тренировки, находиться на улице в любую погоду в любой сезон, собственным примером показывать технику выполнения тех или иных движений. Лететь самолётом или ехать на поезде, автобусе с десятком спортсменов на тренировочные сборы или соревнования, где работа вообще переходит в круглосуточный режим, поскольку за каждого отвечаешь головой. Работа тренера состоит в том, чтобы решать конфликты, находить нужные слова, проникнуться проблемами своих ребят. Для каждого из них тренер становится в один ряд с родителями. А порой – даже больше, чем родители.
Работа тренера состоит из переживаний на соревнованиях за каждого из своих ребят. В воспитании их характеров. В нахождении лучших качеств и черт и культивировании их. В устранении плохих привычек. И огромным счастьем для тренера является тот ребёнок, который просто внимательно слушает то, что ему говорит тренер. Это уже – половина успеха. А если он ещё при этом старается изо всех своих сил – это победа. И вот, спустя годы из неуклюжего коротышки, пришедшего в группу начальной подготовки, вырастает красивый, широкоплечий, крепкий парень с умным, уверенным взглядом, который очень сильно похож на тех спортсменов, которых мы привыкли видеть на телеэкранах. Только фамилия его пока никому не известна. И если фортуна улыбнётся им – тренеру и спортсмену – возможно о нём узнает хотя бы область или Россия. А может и мир.{banner_st-d-2}
Всё, что было у тренера – он отдал этому парню. И таких у тренера – десятки. Но есть ли гарантия, что это парень – чемпион? Никакой.
Что же необходимо, чтобы стать чемпионом? Одному из тысячи достаточно только таланта. Остальным – адский многолетний труд.
Один умный человек как-то сказал мне: «Бывают спортсмены двух типов: одни – сложнейшие машины с кучей рычажков и кнопочек, другие – с одним большим рубильником. Первых нужно долго и тонко настраивать на победу. Вторых – просто включить». Фамилии тех, кого нужно просто включить, знает весь мир. В наших видах спорта это Бьорндален, Бё, Фуркад, Нортуг, Клэбо, Иохауг и так далее. Но и они – трудяги.
Но вернёмся к нашей действительности. Так как же стать чемпионом?
В наших видах спорта принимают в спортшколу с 9 лет. Начнём с того, что для начала нужно хотя бы обладать элементарным здоровьем. Вы думаете это не проблема? Открою вам страшную тайну - 90% детей приходят в спортшколу со 2 группой здоровья. Абсолютно здоровых практически нет, многие имеют ограничения.
Следующая задача - попасть к хорошему тренеру. И правильно выбрать специализацию. На сегодняшний день оба эти момента – лотерея.
Дальше нужно сделать так, чтобы к средней школе из всех ваших увлечений, коих может быть до 4-5, спорт стал самым важным. На это уйдёт от одного до трёх лет.
Затем нужно научиться тренироваться. На это уйдёт ещё пара лет. И вот вам уже 13-14 лет. То есть вы — на тренировочном этапе. Это 5-6 тренировок в неделю. Летом – сборы. Зимой – соревнования. А в это время в школе – всяческие допы и факультативы, подготовки к ОГЭ, ВПР, диктанты, олимпиады… Классный руководитель не в восторге от ваших постоянных отсутствий. А на горизонте маячит вопрос – 9 или 11 классов?
Когда вы научились тренироваться – вам нужно научиться соревноваться. Здесь родителям нужно приготовить кошельки, поскольку всегда чего-то не хватает. И если вы ещё не завязали с тренировками и не травмировались, не получили или не выявили какую-нибудь хроническую болячку – к окончанию школы вы может быть даже кандидат в мастера спорта. Если повезёт и вам присвоят этот разряд. Но это не точно.
Следующая задача – научиться побеждать. Вам 18-19 лет. Если вас ещё не забрали в армию – вы мучаетесь вопросами поступления в ВУЗ. Самые продвинутые уже пару лет учатся в каком-нибудь колледже и продолжают тренироваться. И может быть даже имеют ставку спортсмена-инструктора в своей спортшколе. Денег немного, но хоть на трусы-носки хватит.
Если вы всё-таки поступили в ВУЗ, то скорее всего вы уедете учиться в Санкт-Петербург или Москву или другой город. Потому что в регионе вам ловить нечего (по крайней мере в нашей Мурманской области так поступают 80% абитуриентов). На этом ваша спортивная карьера окончена.
Вы всё ещё тренируетесь? Это чудо! Ведь вам уже 20-22 года и вы уже может быть даже мастер спорта, ибо в противном случае вы уже давным-давно закончили со спортом, поскольку в спортшколе вас никто не будет держать без этого звания в таком возрасте, если вы из года в год хотя бы не 30-ке на Чемпионате России.
И вот он день Х – вы едете на Чемпионат России, чтобы показать себя и отобраться в сборную России. Правда, у вас от силы 2-3-4 пары лыж, готовить которые вам будет ваш тренер тем материалом, который у него окажется. Какой шанс выиграть у сотни человек, включая сборников с их арсеналом? Прикиньте сами.
Ну ладно. Вы – счастливчик. Вы – выиграли. И вас даже взяли в резервную сборную. У вас есть год-два чтобы пробиться на самый верх, закрепиться. Если эта попытка будет неудачной – у вас ещё остаётся шанс попасть на ставку в свой региональный ЦСП, и попробовать ещё пару раз. Но это уже почти невероятно, так как годы идут. В 27-30 лет биться в основу уже поздно.
Изложенная мною многолетняя система подразумевает нормальный процесс подготовки спортсмена. Когда тренер, спортсмен и родители, а так же руководство школы и комитета готовы ждать и вкладываться безо всякой гарантии отдачи. Зачастую же работает другая система – форсаж. Это когда к 16-18 годам из спортсмена выжимают почти всё, на что он способен. И в основе он может показать результаты на какой-нибудь юношеской олимпиаде или универсиаде. А затем – кануть в Лету.
Вопрос. Каков шанс стать чемпионом? Да почти никакого. Легче выиграть в лотерею. И история нашей школы это доказывает. Именно поэтому чемпионы – побочный продукт системы спорта высших достижений. Именно таковой должна быть её цель. В противном случае эта система подлежит немедленному уничтожению как дико неэффективная чёрная дыра, пожирающая бюджетные деньги. Но если есть побочный продукт – есть и основной.
Основным продуктом нашей системы должно быть признано здоровое поколение, воспитанное в духе патриотизма, готовности приносить пользу своей стране пусть не на спортивном поприще, но в любой другой профессиональной деятельности. Люди, несущие свой пример в систему массового спорта. Оптимистичные, заряженные, практически не пользующиеся услугами системы здравоохранения, не наркоманы и тунеядцы. Одним словом – нормальные люди. Такую главную задачу ставят себе тренеры, при этом искренне мечтая воспитать чемпиона. Если нашей стране нужно нормальное будущее поколение – то система должна работать на полную мощность. А чемпионы будут её побочным продуктом. Если фортуна всё-таки улыбнётся нам всем.
Вместо послесловия.
В нашей школе работал тренер. За 30 лет работы у него не было не то, что чемпиона страны – даже чемпиона области. Но при этом 24 его воспитанника трудятся тренерами и другими специалистами в спортивной отрасли в разных городах России. Как считаете – он зря проработал столько лет?
Михаил Воронков
Тренер по биатлону, заместитель директора по спортивной работе
СШОР №3 города Мурманска