С сезона-2020/21 в биатлоне и лыжах запрещают использование мазей с фтором.
Мощное решение, которое изменит снежные виды, приняли ради защиты природы: выяснилось, что после соревнований фтор через снег попадает в почву – и это вредит окружающей среде. Но, похоже, решение проблем с почвой приведет к серьезным проблемам в спорте.
С запретом много сложностей: как проверять на фтор, кого наказывать, что делать со старыми лыжами?
В 2019-м Международная лыжная федерация (FIS) объявила о скором запрете фтора и создала рабочую группу, которая размышляла над двумя ключевыми вопросами: а) как отказаться от многолетней практики относительно безболезненно; б) как создать точный и адекватный способ проверки в новых реалиях.
Год спустя ответов для команд – что в биатлоне, что в лыжах – нет.
Мощное решение, которое изменит снежные виды, приняли ради защиты природы: выяснилось, что после соревнований фтор через снег попадает в почву – и это вредит окружающей среде. Но, похоже, решение проблем с почвой приведет к серьезным проблемам в спорте.
С запретом много сложностей: как проверять на фтор, кого наказывать, что делать со старыми лыжами?
В 2019-м Международная лыжная федерация (FIS) объявила о скором запрете фтора и создала рабочую группу, которая размышляла над двумя ключевыми вопросами: а) как отказаться от многолетней практики относительно безболезненно; б) как создать точный и адекватный способ проверки в новых реалиях.
Год спустя ответов для команд – что в биатлоне, что в лыжах – нет.
- Как контролировать соблюдение правил? Теперь лыжи нужно тестировать на содержание фтора, но каким образом – за 1,5-2 месяца до первых гонок непонятно. Вытекающий вопрос – насколько точным получится прибор для контроля? Не будет ли ложноположительных или ложноотрицательных результатов?
- Насколько часто тестировать? И когда – перед гонками или после? Многие считают, что проверки нужны как можно чаще (чтобы исключить мошенничество), но насколько это реально? FIS настраивается на проверку лыж и до, и после гонок – хотя четкого решения нет.
- Что делать со старыми лыжами? За время использования в них въелся фтор – и, вероятно, тестирование его выявит. То есть старый инвентарь можно выбрасывать? Элитный лыжник или биатлонист имеет по 40-60 пар лыж, этот арсенал формируют годами – под разные трассы, под разную погоду: даже перешлифовывать все заново – очень дорого, не говоря уже о покупке совершенно нового набора.
Есть предположение, что правила разрешат некое допустимое количество фтора на лыжах. Но опять же, насколько точным будет тестирование?
Головоломка в биатлоне: из-за экологии запретили фтор на лыжах. Теперь скорости упадут, но Россия все-таки нашла лазейку
- Что делать со старым оборудованием? Речь как о шлифт-машинах, так и о банальных щетках для лыж. В них тоже давно въелся фтор – можно ли теперь все это использовать? Если нет, то к расходам на новые лыжи (или перешлифовку старых) добавятся траты на новое оборудование.
- Если на лыжах перед соревнованиями найдут фтор, кто понесет ответственность – спортсмен, сервисмен, сборная? А какое вообще наказание? Пока говорят о дисквалификации спортсмена на конкретную гонку, но точных правил еще нет.
- Можно ли обмануть систему? Желающие наверняка найдутся: лыжи с фтором быстрее, чем без.
Есть и вопросы помельче: на какие мази переходить, насколько упадут скорости... Но сильнее всего команды тревожатся из-за контроля – по нему нет никакой ясности.
Устройство для теста до сих пор не готово; и неизвестно, когда его откалибруют
Разработку прибора для обнаружения фтора начали в том же 2019-м, но за прошедший год его так никто и не увидел.
Изначально тестирование прибора планировали на лето, но перенесли на сентябрь из-за коронавируса. Однако в сентябре тоже ничего не состоялось – проверку прибора отложили на неопределенный срок из-за его неготовности.
Разработкой занимается немецкая компания Kompass. Выглядеть он будет примерно как бесконтактный термометр (какими измеряют температуру, например, пассажирам самолетов), а определить содержание фтора поможет инфракрасное излучение.
В Kompass заявили, что устройство успешно прошло тесты в лаборатории, но не объяснили, почему презентация отложена. А вот капитан сборной Великобритании по лыжным гонкам Йостейн Винжерул, похоже, знает причину: прибор не работает.
По его словам, для теста устройства взяли две пары лыж – одну по инструкции очистили от старой мази с фтором, а на вторую нанесли свежую фторосодержащую смазку. Результаты поразили всех: на очищенной паре прибор показал содержание фтора в 1500 единиц, а на паре со свежей смазкой только 500.
«Это катастрофа. Получается, можно и дальше мазать лыжи фтором, а прибор выдаст низкие значения», – заключил Винжерул.
Запрет наверняка приведет к новому виду мошенничества. И это страшнее, чем допинг
Начальник сервис-бригады сборной Швеции по биатлону Юхан Вальстрем уже опасается перемен:
«Отличие будет огромным! Это как перейти с гонок «Формулы-1» на любительские забеги. Я работаю в сервисе 22 года и все это время использовал только мази с фтором. А те материалы, с которыми нам теперь придется работать, мы даже с собой никогда не брали!
Но наш главный страх в том, что некоторые сборные додумаются до чего-то нового, чего нет у других. К тому же мы очень переживаем, что система просто не заработает. Многие попробуют обмануть ее, и тогда это будет куда хуже, чем допинг».
Олимпийский чемпион по биатлону Себастьян Самуэльссон тоже уверен, что обман неизбежен: «Лучше всего было бы просто запретить мази с фтором, а все сборные следовали бы этому правилу. Но мы уже видели из ситуации с допингом, что мошенники все равно будут обманывать, если увидят возможность».
Если обман не исключен, надо заранее думать о наказании: федерации склоняются к тому, чтобы отстранять спортсменов только от конкретной гонки.
Но, допустим, спортсмен (или даже сборная) нашел лазейку. После этого он без проблем бегает на лыжах с фтором, а потом его все-таки ловят и отстраняют. В итоге мошенник пропустит лишь одну гонку – слишком мягкое наказание. И уже не узнать, на каких лыжах обманщик выступал раньше – система перепроверок (как в антидопинге) не поможет. Получается, спасение – только в идеально точном приборе для тестирования, который просто не позволит мошенничать. Но реально ли создать такой?
В FIS и Международном союзе биатлонистов (IBU) соглашаются: прибор нужно калибровать. По мнению экспертов, на это потребуется год, а то и больше.
Сборные просят отложить запрет на год, а сервисмены угрожают бойкотом
Пока многие федерации и спортсмены призывают FIS и IBU отложить запреть на использование фтора как минимум на год. Даже если прибор настроят к началу сезона, то у сервисменов не останется времени на его тестирование и на адаптацию к новым правилам.
Еще одна проблема: запрет на фтор только увеличит разрыв в результатах между топ-странами (особенно Норвегией) и остальными. Все потому, что переход на новые мази и очистка лыж требуют большого мастерства и труда, но далеко не все сборные имеют достаточно квалифицированных сервисменов, да и вообще число смазчиков в разных командах сильно отличается. К примеру, в сборной Норвегии по биатлону 8 сервисменов, которые работают 10 месяцев в году. А вот у Италии их только 5, да и трудятся они только с ноября по апрель.
А еще не ясен вопрос с ответственностью смазчиков. Любой инцидент точно ударит по их репутации, поэтому сервис-группы хотят полной уверенности в приборе.
Интервью с вожаком нашего биатлона. Будут ли гонки зимой? Зачем едем на Алтай и в Якутию? Как избавляться от фтора, который запретили?
Смазчики сборной Германии вообще угрожают бойкотом Кубка мира, если FIS и IBU не разберутся с правилами и прибором: «Мы не можем принять эту ситуацию. Так что мы будем действовать решительно. В худшем случае – соревнования пройдут без нас.
До сих пор непонятно, кто понесет ответственность, если на лыжах обнаружится фтор. Пока с этим не разберутся, мы не будем готовить лыжи. Что касается спортсменов, то решение за ними – выступать или нет. Очевидно, что пока устройство для тестирования не готово. Мы думаем, что за такое короткое время до старта сезона исправить ситуацию трудно.
Та технология, которую компания Kompass хочет применить для тестирования лыж на фтор, совершенно не подходит. Мы не будем полагаться на этот тест. Если FIS и IBU продолжат продавливать эту технологию и свои запреты, то все это приведет к хаосу. Многие будут мошенничать, а обман с фтором куда опаснее допинга. Надеюсь, федерации отменят запрет на фтор в этом сезоне. Нам нужно время, чтобы найти 100% метод для тестирования», – рассказал глава сервисменов сборной Германии Андреас Эмсландер.
Сейчас все идет к тому, что запрет на фтор действительно отложат, а мечты FIS и IBU о полном отказе от фторосодержащих мазей к 2023 году не осуществятся. Иначе нас ждет очень странный сезон, в котором будет еще больше скандалов, чем обычно.