Решения об очередных дисквалификациях российских спортсменов были озвучены Международным олимпийским комитетом (МОК) в среду одновременно с пресс-конференцией, на которой глава Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе и президент Федерации бобслея России Александр Зубков заявили: отдавать сочинские медали никто из спортсменов на данный момент не собирается.
МОК в среду объявил, что российские бобслеисты Александр Касьянов, Алексей Пушкарев и Ильвир Хузин признаны нарушившими антидопинговые правила, а также пожизненно отстранены от участия в Олимпиадах, их результаты на Играх в Сочи аннулированы.
Ранее подобным санкциям подверглись пять российских скелетонистов: Сергей Чудинов, Александр Третьяков, Елена Никитина, Ольга Потылицына и Мария Орлова, а также бобслеисты Зубков, Алексей Негодайло и Дмитрий Труненков.
Именно экипаж Касьянова на Олимпийских играх в Сочи занял четвертое место в соревнованиях двоек (c Максимом Белугиным) и четверок (с Белугиным, Хузиным и Пушкаревым). Спортсмены должны были стать бронзовыми призерами Игр-2014 из-за дисквалификации завоевавших золото экипажей Зубкова, также признанного МОК виновным в нарушении антидопинговых правил.
"Они не были в списке "Дюшес", но они лидеры сборной команды. Я могу только предполагать… Они были на слушании, пытались задать вопросы, но им сказали, что вопросы не задаются, только последнее слово. Вывод можно сделать только следующий: что делается все, чтобы на Олимпийские игры поехали наши третьи-четвертые составы, а не все лидеры, которые могут претендовать на медали Игр", — буквально в режиме онлайн прокомментировал это решение Зубков на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
"Досталось" чуть ранее в этот же день и самому президенту федерации: Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) объявила, что Зубков временно отстранен, ему запрещено посещать любые турниры и мероприятия IBSF в любом статусе.
"Донесли информацию официальным письмом, что все спортсмены полностью отстранены, в том числе и я. Я не понимаю, на каком основании IBSF может отстранить меня отдельно. Я руководитель федерации, не тренер, не спортсмен — я функционер. Это общественная организация. Федерация и тренерский штаб (сборной) работают, есть задачи — выступление в Пхенчхане. Моя ситуация никак не коснется нашей команды. Главное сейчас — выехать на Олимпиаду-2018 и выступить так же хорошо, как мы делаем это на (этапах) Кубка мира", — сказал Зубков.{banner_st-d-2}
Ранее российские лыжники Александр Легков, Евгений Белов, Алексей Петухов, Максим Вылегжанин, Евгения Шаповалова и Юлия Иванова были признаны дисциплинарной комиссией МОК во главе с Денисом Освальдом виновными в нарушении антидопинговых правил. Все спортсмены пожизненно отстранены от участия в Играх, их результаты с Олимпиады-2014 аннулированы. В итоге Россия лишилась в лыжных гонках на Играх в Сочи золота и серебра в гонке на 50 км и серебряных наград в мужской эстафете 4?10 км и командном мужском спринте.
По ходу общения со СМИ прозвучал ряд острых вопросов, в том числе про возврат отобранных комиссией МОК медалей. По этой теме мнения Вяльбе и Зубкова совпали полностью.
"Это полный абсурд. Я сам был спортсменом и впервые вижу, что меня обвиняют в том, чего я не делал. У меня всегда были чистые пробы. Юридически ничего не представлено — только слова и "вода". Пока не будет доказательной базы, никто, в том числе и я, медали не отдаст. Медали заработаны потом и кровью и в чистой борьбе", — сказал Зубков журналистам.
Вяльбе также назвала ситуацию абсурдной, подчеркнув, что лыжники будут бороться до победного конца.
"Для меня абсурдная ситуация, когда за якобы какие-то дела надо вернуть медали. В нашей команде никто не собирается сдавать медали. Будем судиться до тех пор, пока не выиграем процесс. Десять лет надо - будем десять лет судиться. Это абсурдно вообще наказывать вот так за то, что спортсмены не делали", — заявила Вяльбе.
Влияние МОК и "спланированная акция"
Многих интересовал и другой вопрос: почему Международная федерация лыжного спорта (FIS) допустила российских лыжников до стартов на Кубке мира, ожидая мотивировочной части от МОК, а IBSF практически сразу после решения комиссии МОК отказала россиянам в праве участвовать в международных стартах.
"Президент нашей международной федерации Иво Ферриани входит в МОК, и поэтому решение принято очень быстро, - объяснил Зубков. - Мы с ним разговаривали, он извинялся и объяснял, что решение принято так быстро, потому что он входит в МОК. Всегда есть шансы. Мы не должны оправдываться за то, чего мы не делали. У нас постоянный диалог с международной федерацией, но президент международной федерации находится в МОК. Поэтому как решит МОК, так и президент международной федерации".
При этом и сам Зубков, и адвокаты спортсменов сошлись во мнении, что все решения Освальда выглядели как заранее спланированные.
"Наши слушания были уже после лыжников. То, что происходило на слушании — мы не были этим удивлены, были готовы к таким же решениям. Было видно, что они уже заранее спланировали вынесение решения, хотя у всех спортсменов разные случаи, у некоторых даже не было никаких царапин (на пробирках с тестами на допинг), единственное — все находились в списке "Дюшес" (из доклада Макларена). Все было по одному сценарию, и все наши доводы не были выслушаны и приняты во внимание. Мы будем обращаться в CAS (Спортивный арбитражный суд)", — сказал Зубков. {banner_st-d-1}
"Беспрецедентное ведение дел"
Даже опытные адвокаты, представляющие российскую сторону, были удивлены тем, как ведет дела комиссия Освальда, нарушая права спортсменов.
"Мы поражены тем, как проводилось разбирательство, не соблюдались права спортсменов. Например, отчет лозаннской лаборатории был готов в конце июля, а спортсменам был представлен только накануне слушаний. Изучить было практически невозможно. Не только Родченкова, но и Макларена никто не увидел, не было возможности задать вопросы и протестировать доказательства. Решения сделаны под копирку, это вызывает сомнения в серьезности того, как подошла комиссия к делу", — сказала адвокат Анна Козьменко.
Адвокат Филипп Бяртч отметил: "Мы занимаемся с весны этим делом. Мы представляем сейчас 33 спортсменов в комиссии МОК, некоторые решения уже приняты, другие будут на следующей неделе и в середине декабря. Никогда с таким не сталкивался. Комиссия ведет себя беспрецедентно, права спортсменов нарушены, они должны иметь право быть выслушанными".
Он также назвал сложной ситуацию с выдержками из личных дневников Родченкова, поскольку СМИ имеют к ним доступ, а спортсмены - нет.
"Что касается дневников (Родченкова), единственное, что мы видели, это отредактированные отрывки отдельных страниц, где были отдельные выдержки, - сказал Бяртч. - Родченков предоставил этот дневник в средства массовой информации, но мы его не видели. Комиссия МОК с ним вроде бы ознакомилась. Неоднозначная процедура: СМИ имеют доступ к ним, а спортсмены и адвокаты не имеют доступ к доказательствам. Это очень сложный вопрос".
Не обошлось и без вопросов о допуске всей сборной России к участию в Олимпийских играх в Пхенчхане.
"Раньше был сначала спорт, а теперь политика, а потом уже спорт. Политика глубоко вошла в спорт. Мое личное мнение, что МОК примет решение, что наша страна не поедет на Олимпиаду, и это будет удар для всего спорта, и не только российского. Если нас не пустят — как мы можем что-то бойкотировать? Это будет ударом по нашим спортсменам, и я не знаю, как это вообще будет дальше", — сказал Зубков.