Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом говорят больше, чем прежде, то вовсе не оттого, что мы только сегодня поняли наконец всю важность проблемы, а потому, что осудили старые авторитарные методы. Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им делать.
Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь, что они, хотя бы отчасти, делают теперь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось толь ко быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания. Разумеется, бывали и исключения, но вообще в семьях и в школах все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.
Меняются, однако, времена, изменяется и представление о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики, которые не были известны предыдущим поколениям, и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. Более того, мы считаем, что они только вредят ребенку, если его повиновение и почтительное отношение ко взрослым держится лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые искренние порывы, но угнетаются его воображение, творческий потенциал, любознательность, интеллект, утрачивается даже сама способность радоваться жизни.
Прежде ребенок учился таить в себе все огорчения и обиды, а это, в свою очередь, порождало в нем неуверенность и многие другие огорчительные привычки более старшего возраста. Короче, теперь мы пришли к пониманию, что нельзя требовать от детей, чтобы они без ущерба для своей психики вели себя как взрослые.
Из всех разочарований, какие приходится переживать детям, два оставляют самый сильный след. Первое связано с их малолетством, слабостью, неумением или неспособностью что-то делать самостоятельно, а это ставит их в зависимое от нас положение в тысяче различных ситуаций. Случается, что мы не хотим понять ребенка, проявляем раздражение и нетерпение, отталкиваем его именно в тот момент, когда он остро нуждается в нас. Все это, можно сказать, обогащает его негативный опыт.
Арсений, например, в кровь разбивает колени, делая что-то, чего мама не позволяла ему. Вместо того чтобы услышать в его плаче просьбу помочь, мать, разгневанная, ругает его за непослушание. И тогда Арсений ощущает себя не только слабым и несчастным, но и бессильным – ведь он не может добиться от своей защитницы той помощи, которая ему сейчас так нужна. А бывает и наоборот, когда мы навязываем ребенку свою помощь и покровительство, не интересуясь, нуждается ли он в них.
Это тоже может вызвать сильное разочарование, что неизбежно скажется на развитии личности. Излишняя наша опека приводит также и к другому печальному результату – она вынуждает ребенка думать, будто мы любим его больше, чем ему действительно нужно. Это рождает путаницу в его сознании, которая неизменно ведет к разочарованию.
Второй вид разочарования, который длительное время сказывается на развитии личности ребенка, связан с основными физиологическими функциями организма. Если в то время, когда мы отучаем ребенка от рожка, или заставляем пользоваться горшком, либо вообще приучаем что-то делать самостоятельно, мы торопим его, побуждаем поскорее освоить новые навыки, то нередко добиваемся обратного результата – малыш теряет всякую уверенность в своих силах и не может сделать то, что мы ждем от него.
Конечно, важно, чтобы дети научились всему, что нужно, спорить тут не приходится. Но у нас есть все основания считать, что они научатся этому лучше и быстрее, если мы станем учить их постепенно. Заинтересовать ребенка тем, что мы хотим научить его делать,- вообще самый лучший путь. Добавьте хорошую порцию терпения, и вы получите нужный результат.
ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО НАШ РЕБЕНОК НЕ СЛИШКОМ СТРАДАЕТ ОТ РАЗОЧАРОВАНИЙ И ДОВЕРЯЕТ ВАМ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О СВОИХ БЕДАХ
Генеральный директор Центра спортивной подготовки «Тэнгу Про» Бабенко Виталий Геннадьевич