Всероссийские юношеские соревнования на призы заслуженных мастеров спорта Валерия Кириенко и Анны Богалий-Титовец проводятся в Мурманске на протяжении долгих лет. Традиционно будущие звезды мирового биатлона (от России) в Городе-герое закрывают сезон. 18-й по счету турнир вновь безропотно канул бы в Лету, не посети соревнования 16-летняя дочь трехкратной Олимпийской чемпионки Анфисы Резцовой – Кристина. Однако результаты, в этой нашумевшей истории, сыграли весьма опосредованную роль. Резцова-младшая уехала из Мурманска с двумя золотыми и одной серебряной медалями, но запомнили её исключительно по последней гонке, на которую она вышла в нижнем белье!
«ОНА ПОЗОРИТ БИАТЛОН»
- Кристин, ты ошарашила не только мурманскую публику. К твоему поступку неоднозначно отнеслись во всей биатлонной России. Задам банальный вопрос – зачем?
- На самом деле идея возникла гораздо раньше – еще на Спартакиаде, причем совершенно неожиданно для меня самой. Перед первой гонкой я, так вскользь, бросила подругам по команде, дескать, если выиграю гонку (что для меня на тот момент было нереально), на следующий старт выйду в нижнем белье. И что вы думаете? Я побеждаю (смеется). Мои девочки тут же напомнили о сказанном, пришлось держать слово. Оно, как известно, не воробей.
- Выходит, кружевное белье Кристины Резцовой мир должен был увидеть еще на Спартакиаде. Что же помешало?
- Действительно, я хотела выйти в «заявленном виде» на эстафету в последний день, но поскольку была вероятность дисквалификации, я не рискнула, чтобы не подвести команду. Нас могли снять за неспортивное поведение.
- Под «неспортивное поведение» можно подвести все, что угодно. Хотя, насколько я знаю, на скорость и стрельбу нижнее белье не влияет…
- Как бы там ни было, рисковать я не стала, чтобы не подставить девчонок. Мои личные результаты – это одно, а команда – совсем другое.
- Значит, обещание переехало в Мурманск?
- Точно. Девчонки сразу мне сказали: последние соревнования в сезоне, самое время сдержать обещание. Деваться было некуда. Случилось это на масс-старте. Скажу честно, укрыться от глаз соперниц, судей, тренеров было невозможно. Меня изучали все (смеется).
- Ещё бы… Не удивлюсь, если в связи с этим даже гонку задержали.
- Старт и, правда, состоялся чуть позже запланированного. Все пытались понять, что за новая мода появилась в биатлоне (улыбается). Но самое интересное началось на трассе. Хохотали все, мимо кого я проезжала. К счастью, шутку зрители поняли именно, как шутку и не более того. Иными словами, я бежала под аккомпанемент криков вроде: «подари бельё» (смеется).
- И при этом ты выиграла гонку.
- Да, я победила, хотя могла и лишиться золота. После финиша услышала в свой адрес массу негативных реплик, которые сводились к мысли: «она позорит биатлон и неуважительно относится к своим соперницам».
- Это было общее мнение?
- Нет, конечно. Еще раз скажу, многие посмеялись и поняли шутку. При этом я спрашивала перед гонкой девчонок (а общаюсь я со многими), не обидит ли это кого-то. Никто отрицательно не отреагировал, всем затея понравилась. Я же это делала, как говорится, не корысти ради; никого не собиралась высмеивать, издеваться. Это не эпатажная выходка, а всего лишь попытка избежать голословности. Я ни о чем не жалею, но и повторять этого не стану.
- Главное, слово сдержала. Один известный тренер пообещал усы сбрить в случае победы в Кубке УЕФА, однако за бритвенный станок так и не взялся.
- Понимаю, к чему Вы клоните (смеется). Даже на больших стартах, не уверена, что решусь на такое. А если серьезно, то цель любого биатлониста – медаль Олимпиады, и я в этом смысле не исключение. Хочется добраться до своих первых Белых игр, поэтому на международном уровне естественно с такими сюрпризами нужно быть осторожнее.
- Жаль, а то напрашивается продолжение остросюжетного фильма «Свендсен и Бё – голые и смешные».
- Эмиль и Тарьей – на другом уровне, нежели я. Следовать их примеру не хочу, во всяком случае, до завоевания олимпийской медали (смеется).
- Для мамы (недавно вошедшей в состав правления СБР) с папой твоя вольность не стала шоком? Гневные звонки долго потом раздавались?
- Как ни странно, звонков не было. Тренеры, судьи негодовали – на месте. А когда в Москву вернулась… В общем, папа был, мягко говоря, не доволен. Я понимаю его реакцию и все же, отвечать за свои слова необходимо. Думаю, в глубине души родители понимают: злого умысла в моем поступке не было, что, впрочем, не дает мне право продолжать так делать.
«ТАЩУСЬ ОТ БИАТЛОНА»
- А может быть, это был бессознательный порыв реализовать себя еще где-то? Всю свою жизнь ты посвятила спорту. Не надоело?
- Ни в коем случае! Я могу сказать, что тащусь, уж, простите за простоту, от того, чем занимаюсь. Без спорта Кристина Резцова свою жизнь вообще не представляет (улыбается). Несмотря на то, что это тяжелый труд, без тренировок, сборов, соревнований я не смогу. Спорт – это отдельная жизнь, в которой свои условия диктует не только борьба. Может быть, открою Америку, но там тоже есть место всем человеческим чувствам.
- И все-таки, если абстрагироваться от спорта и представить, что Кристина Резцова родилась не в спортивной семье. Кем бы она хотела быть?
- Не знаю. Может быть, дизайнером…
- Ну, в дизайне одежды ты точно преуспеешь! Первую модель, к примеру, можно назвать: лыже-гоночный комбинезон с кружевными вставками.
- (Смеется) Как вариант. Не зря же я старалась. В цвет главное попала.
- Вот видишь, ни спортом единым наполнены твои будни.
- Нет, конечно… (задумавшись) Иногда ещё пишу стихи.
- Даже так?! И когда же одну из самых талантливых биатлонисток России посетило вдохновение?
- Стихи начала писать относительно недавно. Тягу к поэзии обнаружила в себе совершенно случайно. Как-то на сборе долго не могла уснуть, тогда-то и созрело первое стихотворение. Написала я его на день рождения мамы. Присутствовать на празднике, то есть лично поздравить мамочку, я не имела возможности, поэтому решила подарок представить в таком виде. Муза не заставила себя ждать. Слова и строчки ложились сами собой.
Скажи, как ты сражаешься с маминой славой, которая висит на тебе тяжелым грузом, как на дочери легенды?
- Я и Даша (Виролайнен – старшая дочь Анфисы Резцовой – прим. A.Р.), рано или поздно должны были столкнуться с этим. Мысли о том, что нельзя подводить маму появились в голове едва ли ни с самого первого старта, мол, если проиграю, непременно разочарую родителей. Сейчас восприятие несколько иное. Пришло понимание, что Анфиса Резцова бегала в одно время, а Кристина Резцова бегает в другое. Много изменилось. Кроме того, за мамино имя олимпийскую медаль мне не дадут. Я должна сама доказать, на что способна. Поражения тоже нужны. Без них не бывает побед. К тому же, поражения учат проигрывать, что не менее важно.
- А на соперниц мамино имя не давит? Наверняка слышала об «эффекте Тайсона», когда соперники Майка проигрывали ему еще до боя?
- К счастью, нет. Может быть раньше, что-то такое и было, но сейчас на трассе мы все равны и ко мне относятся так же, как к обычной соискательнице успехов. Соперницы понимают, что и сама я чего-то стою. Я проигрываю, мне проигрывают и это нормально. Каждую конкретную гонку стараюсь начинать с чистого листа, важно забывать о прошлых стартах, неважно, чем они закончились - успехом или неудачей.