Опасность не найти места в международных соревнованиях для сборной команды России по биатлону вполне реальна. Со дня на день состоится заседание специальной группы ведущих специалистов мира по биатлону, членов мировой федерации биатлона по вопросу применения допинга российскими спортсменами на Олимпиаде в Сочи и на чемпионатах мира и Европы…
Корреспондент «АиФ на Мурмане» попытался выяснить мнение некоторых наших земляков о проблеме с допингом среди биатлонистов страны, о том, кто виноват в создавшейся обстановке, почему такое жесткое отношение ВАДА именно к нашим спортсменам и что ждет российский биатлон в ближайшем будущем?
Владимир Лебедев, директор Центра спортивной подготовки Мурманска, мастер спорта по биатлону:
- Ситуация сложилась тревожная. Но сказать, что наш Олимпийский комитет, федеральное спортведомство ничего не делает для улучшения ситуации, было бы неправильно. Создан спецкомитет во главе с бывшим первым заместителем президента Всемирного олимпийского комитета Виталием Смирновым, который занимается именно вопросом допинговой опасности в российском спорте, выяснением всех обстоятельств, которые произошли у нас, что стало причиной претензий ВАДА к нашей антидопинговой службе и почему так много случаев применения мельдония у отечественных спортсменов? То, что изрекают отдельные биатлонисты против участия нашей сборной в международных стартах, это их личное мнение, а вот заседание комиссии мы ждем с волнением: там должны назвать фамилии 31 российского биатлониста, замешанных, по мнению докладчика ВАДА, в применении запрещенных препаратов…
- Считаете ли вы, Владимир Николаевич, что в сложившейся ситуации есть вина министерства спорта РФ и его бывшего руководителя Виталия Мутко?
- Однозначно обвинять Виталия Леонтьевича вряд ли уместно, а вот министерство обязано было контролировать действия федерации, разруливать и ранее возникавшие проблемы с допинговыми инъекциями у биатлонистов. И тут, пожалуй, Мутко надо было жестче спрашивать с подчиненных за контроль над руководством общественной организации, а ей за тренерами и врачами. Но и со спортсменов не стал бы снимать вины: все взрослые люди. И надо было понимать, что делают… Хотя есть факты, которые говорят о том, что случайно в лекарствах спортсменов оказывались частицы запрещенных препаратов. Вот тут должны были быть внимательными медики – это их прямая ответственность. А страдают в итоге спортсмены… Фармпроблема – это очень серьезная вещь.
- Что, считаете, надо сделать, чтобы разрулить ситуацию?
- Я бы предложил начать с нуля: определить такую нулевую точку проблемы с допингом, скажем, с 1.01.2018 года, и кто нарушит ее, отлучать от спорта навсегда. И тренеров, и врачей, и спортсменов…
Павел Бровин, заслуженный тренер РФ:
- На ребят «наехали» - это факт. Мы не угодили кое-кому с Крымом, Сирией, самостоятельной политикой в мире. Вот и началось: в других странах всё, что теперь у нас нашли, давно применяется, но ЭТО там – не видели вадовцы, а у нас – коршунами налетели… Знаю Володю Гардера, заслуженного врача, работающего с нашими спринтерами-лыжниками. Он прямо говорит: не применяли мы никаких запрещенных препаратов. Нет у нас в практике такого… И главный тренер страны Юрий Михайлович Каминский тоже в этом уверен. Он уверил меня, что подготовлены документы в международный суд. Что большинство обвинений ВАДА – не обоснованы, не состоятельны, бездоказательны. И это так. Вот на примере моего воспитанника, бронзового призера Олимпиады Алеши Петухова, могу это подтвердить. Нашли царапины на его пробирке с мочей. А кровь оказалась чистой, как слеза. Куда же смотрели офицеры антидопинговой службы? В чем вина Алексея, что его отстранили от международных соревнований? Тут видна рука завистников и недоброжелателей. И наша халатность проявилась, неповоротливость министерских чиновников, руководства федерации… Вот Сергей Устюгов доказал, что никакие препараты никому не помогли (астматикам европейским – авт.), а он стал абсолютным чемпионом престижнейшей гонки Тур де Ски. Да что тут говорить!
Игорь Ветчинов, заслуженный тренер, мастер спорта по биатлону:
- Многим вредят деньги: сейчас капиталистические мотивы у россиян играют большую роль. Что я имею в виду? Да, погоня за вознаграждениями, за зарплатами огромными толкают тренеров, докторов, спортсменов на применение фармацевтических препаратов, которые не очень-то хорошо изучены, а порой и вредны. А сейчас вот еще и запрещены, а мы их применяли. Имею в виду сборников, которых подкармливали, видимо, не очень грамотные тренеры и врачи. То ли дело у нас в спортшколе: денег на самое-самое необходимое не хватает, что уж говорить о дорогостоящих препаратах. Мы тренируемся на энтузиазме. Даже простые, естественные восстановительные процедуры не всегда можем пройти – нет условий. А вы говорите: применяем что-то или нет… Нет, не баловались и не будем этого делать. И не советую никому «впрягаться в запрещенное». Тут еще вот какое дело: сильные биатлонисты и без препаратов побеждают, а вот послабее кто – готов рискнуть ради победы. А значит, ради денег… И влетает в… запреты и санкции. Думаю, что принятый закон о судебном преследовании за применение допинга, всё расставит по местам…
Сергей Карякин, мастер спорта по биатлону:
- Применение допинга могли позволить себе богатые региональные федерации: сибирские, московские – у них есть на что приобретать дорогущие фармпрепараты. А у нас таких денег никогда не было. Хотя нашим спортсменам, которые отстают от биатлонистов средней полосы, южан по физическим кондициям намного, не достает витаминов и хорошей фармакологии… Вот только средств на это у нашей федерации нет, и, видимо, не будет… А все запретные допинги, к тому же, – это вред здоровью: рак развивается, мясо от костей отходит к старости, дети у допингистов рождаются слабыми и больными…Тут надо что-то четко выбирать: здоровье или деньги…
Дмитрий Губерниев (по телефону), спортивный комментатор биатлонных турниров на «Матч ТВ»:
- Ух, вопросик! Да я сам неоднократно журил наших руководителей биатлона в стране за пассивность, за нерасторопность. Сейчас, вроде, зашевелились, но не поздновато ли? Настрой у некоторых начальников зарубежных федераций жесткий по отношению к нашим спортсменам. Ричард Макларен, глава независимой комиссии ВАДА, настаивает на жестких санкциях для наших биатлонистов. И боюсь, как бы мы не получили сполна – не стали изгоями в биатлоне… Но будем бороться. До конца. Нельзя отступать!
Алексей Попов, болельщик, свидетель биатлонных битв на 4-м этапе Кубка мира в Оберхофе (Германия):
- Атмосфера у немцев хреновая: наших не любят биатлонистов. Говорил с некоторыми зрителями в Оберхофе - с немецкими, с норвежскими: обвиняют нас в применении допинга. Хотя и соглашаются, что много нестыковок в докладе профессора Ричарда Макларена из ВАДА. Считают, что ради медалей на Олимпиаде в Сочи наши чиновники из министерства спорта пошли на все тяжкие. Кстати, многие мои знакомые спортсмены, тренеры, врачи считают, что Виталий Леонтьевич Мутко столько «намутил», что первым, кого надо привлечь к ответственности за разгул допинга в стане отечественного спорта, так это его. Норги, кстати, тоже так думают. Немцы сдержанны: их Рикко Гросс, работающий тренером с нашими мужчинами в биатлоне, их устраивает и они верят, что у нас все образумится и наладится. Но судить надо обязательно некоторых тренеров и врачей, которые работали со сборной страны, с известными биатлонистами, попавшимися на допинге, и продолжают это делать до сих пор. На них вина – основная! Пора судить таких людей! И отстранять их от спорта навсегда!
Виктор ШУБИН (Фото автора)