Как мы обретаем навык, развиваем его и доводим до совершенства? Начиная от езды на велосипеде, заканчивая вождением автомобиля, завязыванием шнурков и наращиванием мышц, что остается неизменным? Повторение. И неудачи. Да, я думаю именно эти две вещи, но разве они не идут всегда рука об руку? БЕЗ НЕУДАЧ МЫ НЕ МОЖЕМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА.
И снова, и снова, и снова. Чтобы овладеть некоторыми навыками достаточно всего нескольких недель, на другие можно потратить всю жизнь. Это правда, что некоторым немногим счастливчикам, гениям, везет и они с рождения способны мастерски овладевать новыми навыками намного быстрее, чем их товарищи. Моцарт написал свою первую симфонию в 8 лет.
Да тот же Всеволод Бобров играл как в футбол, так и в хоккей, и по сей день является единственным в истории Олимпийских Игр спортсменом, бывшим капитаном сборной страны (СССР) и по футболу (в 1952 году в Хельсинки, Финляндия) , и по хоккею с шайбой (в 1956 году в Кортина д’Ампеццо, Италия). Ричу Фронингу всего 26 и он уже стал трехкратным чемпионом в Играх по КроссФиту.
Как бы то ни было, остальные из нас не столь одаренные. Мы можем никогда не совершить подвигов, подобных тем, что совершают признанные, мировые легенды, но мы стремимся совершать свои собственные подвиги, развивая свой потенциал. Для этого нужно практиковаться. И мы вынуждены всё повторять.
Есть теория, популяризированная известным автором Малкольмом Гладуэллом (Malcolm Gladwell), что 10 000 часов соответствующей, направленной практики — «магическое число, позволяющее достичь мастерства» в чем-либо, невзирая на природные способности человека. В своей книге «Гении и аутсайдеры.
{banner_m-001}
Почему одним все, а другим ничего?» («Outliers: The Story of Success») он утверждает, что имея достаточно практики, любой человек может достигнуть такого уровня мастерства, который позволит ему соперничать с признанными профессионалами в данной сфере. Удивительно, что сам Рич Фронинг легко мог стать четырехкратным чемпионом в КроссФите, если бы не сложности, с которыми он столкнулся, когда на одном из этапов в 2010 году пришлось лазать по канату. Но вот сюрприз — Фронинг взялся за работу, отработал навык и в результате стал намного лучшим атлетом.
Большинство из нас не обладает таким количеством свободного времени, чтобы бросить все силы лишь на совершенствования навыка лазания по канату, о котором так переживал мистер Фронинг, и это вполне нормально. Но тогда встает вопрос, готов ли ты тратить часы и повторять процесс из раза в раз, чтобы превратить слабость в преимущество, а преимущество в свою способность? Приходишь ли ты к открытию зала, чтобы поработать над своей стойкой на руках?
Приходишь ли ты на десять минут раньше, чтобы отработать двойные прыжки со скакалкой? Остаешься ли после занятия, чтобы сделать еще пару повторений? Или ты избегаешь сложных элементов КроссФита, надеясь, что твоего упорства в посещении и выполнении базовых тренировок будет достаточно, чтобы как-то достичь вершины и получить то мастерство, которого ты так отчаянно жаждешь.
Я думаю, тебе известен ответ, ведь правильный только один. Не существует элитных атлетов, которые вот так сходу, запросто достигли мировых вершин в спорте. Великий баскетболист Майкл Джордан был переведен из университетской команды в менее престижную, юниорскую, когда учился в средней школе. Мне кажется, после этого он стал вкалывать по полной, чтобы не допустить этого вновь.
Чем больше ты практикуешься в чем-то (или чем больше повторений делаешь), тем больше ты развиваешь процедурную память в своем мозгу (память, отвечающую за выполнение определенных типов действий), что позволить тебе выполнять движения быстрее и более естественно с ростом практики. Это еще называют мышечной памятью, и с одной стороны ты можешь развивать свои навыки, а с другой ты можешь заложить фундамент для своих неудач, и вот почему.
Постоянное практика движения с плохой техникой выполнения, приводит к возникновению плохих привычек, которые в дальнейшем будут крайне негативно влиять на развитие твоих качеств как атлета.
Да, падения учат нас вставать вновь — но если рядом нет никого, кто показал бы нам как правильно вставать, есть риск, что мы будет делать все совершенно неправильно. Вспомни, как ты впервые пытался правильно выполнить приседания. Ты, наверное, думал тогда, что это совсем просто — присесть и встать. Но потом твой тренер начинал указывать на все ошибки в твоих движениях.
Колени слишком подавались вперед, или ты становился на носки, или не отводишь бедра и таз назад, а еще ты горбишься вперед. И это не обязательно твоя вина, просто до этого не было того, кто показал бы тебе, как правильно выполняются приседания. Когда ты учел все эти нюансы в своих приседаниях, то перед тобой открылся новый мир персональных рекордов, которые можно устанавливать, и новых упражнений, которые ты смог выполнять.
Подводя итог, скажу, что огромное количество часов неправильной практики могут нанести намного больше вреда, чем бездействие. Известно насколько тяжело перебороть вредные привычки, которые уже укоренились в твоей мышечной памяти. Просто посмотри на свою гибкость.
Но помни, что мало просто в совершенстве овладеть каким-то навыком, его так же просто можно и потерять и самый легкий способ сделать это — перестать использовать его.
Как только ты почувствовал уверенность при выполнении какого либо упражнения, ты всегда, ВСЕГДА можешь выполнить «тонкую настройку» своей техники и добиться еще лучшего результата. Каждый опытный кроссфитер скажет тебе, что всегда есть над чем работать. Я уверен — Рич до сих пор тратить определенное количество времени на лазание по канату, чтобы убедиться, что его навык остался на должном уровне.
Так что найди себе тренера, чтобы он помог тебе научиться правильно делать то, чем ты хочешь овладеть в совершенстве. Научись прогрессировать — читай, смотри видео и собирай воедино всю доступную тебе информацию о том, чем ты занимаешься на данный момент. Как только ты создал фундамент, остается лишь уделять время практике (точнее — 10 000 часов). И как только ты овладеешь чем-то в совершенстве, настанет время переходить к чему-то новому. Так что за работу!