Развитие адаптации под воздействием тренировки со все возрастающими физическими нагрузками описывается хорошо известной в биологии зависимостью "доза — эффект".
Небольшие физические нагрузки, которые еще не достигают пороговой величины стимула, достаточной для возбуждения адаптационных изменений в организме, не будут стимулировать развитие тренируемой функции и потому относятся обычно к категории неэффективных нагрузок. Для обеспечения выраженного прироста трени- руемой функции под воздействием определенного вида физической на- грузки ее величина должна превышать пороговое значение. Соблюдение этого требования в целях развития необходимых адаптационных изменений под воздействием нагрузок привело к появлению принципа сверхотягощения в теории спортивной тренировки.
Согласно этому принципу, выраженные адаптационные изменения под влиянием тренировки произойдут лишь в том случае, если объем и интенсивность нагрузки будут в достаточной степени отягощать тренируемую функцию и побуждать ее к развитию, Повышенная интенсивность функционирования ведущих систем и отдельных органов при тренировке создает необходимый стимул для ускорения процессов энергетического обмена и усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит с течением времени к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме.
Существование порогового значения нагрузки и самого феномена сверхотягощения в процессе тренировки связано с тем обстоятельством, что развитие адаптационных изменений в организме в ответ на любое но- вое и достаточно сильное воздействие обеспечивается двумя различными функциональными системами: во-первых, системой внутриклеточного энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обслуживания, которые специфически реагируют на данный вид воздействия, строго пропорционально его силе; во-вторых, гормональными симпато- адреналовой и гипофизарно-андренокортикальной системами, которые специфически реагируют в ответ на самые различные раздражители и включаются в действие лишь тогда, когда сила этих раздражителей превышает определенный пороговый уровень.
Такая неспецифическая реакция на достаточно сильный раздражитель получила название "синдром тресса", а раздражители, которые вызывают такую реакцию, обычно обозначаются как стресс-факторы и стрессоры. В роли стрессора, действующего в процессе тренировки, могут выступать не только физические нагрузки, но и другие внешние факторы: биоклиматические, фармакологические, психогенные, социальные и т. п.
Возникновение общего адаптационного синдрома в ответ на применяемые в тренировке физические нагрузки ведет к возбуждению важных вегетативных центров и, как следствие, — к возбуждению симпато-адреналиновой и гипофизарно-адренокортикальной систем.
В результате усиления такого рода гормональной активности в крови и тканях повышается концентрация катехоламинов и глюкокортикоидов. Оба эти гормональные торы обладают широким диапазоном действия, в частности способют мобилизации энергетических и пластических ресурсов организма. Таким образом, физическая нагрузка, достигающая стрессового уровня, вызывает в организме генерализованную реакцию мобилизации, облегчают возникновение необходимых адаптационных изменений в тренируемых функциях.
Как показывают результаты проведенных исследований, пороговая нагрузка, достаточная для активации симпато-адреналовой и гипофизо-адренокортикальной систем, составляет около 50—60% индивидуального МПК. Это означает, что для того чтобы вызвать прогрессирующие адаптационные изменения в организме, величина применяемой в процессе тренировки нагрузки не должна быть ниже значений ПАНО.
Когда величина применяемой нагрузки превысит пороговое значение, любое ее изменение в довольно широком диапазоне будет сопровождаться пропорциональным увеличением тренируемой функции. В этом диапазоне эффективных нагрузок становится возможным достаточно точное управление состоянием спортсменов. Однако возможности увеличения общего объема выполняемых нагрузок и непрерывного роста тренируемых функций небезграничны. В каждом конкретном случае существует индивидуальный предел адаптации в отношении данной функции или организма в целом.
По мере приближения к этому пределу темпы прироста ведущей функции постепенно замедляются и при определенной величине нагрузки прекращаются совсем. При задании величины нагрузки свыше этого пре- дельного уровня возникает парадоксальная реакция: с увеличением степе- ни воздействия нагрузки ответная реакция организма снижается. Такая реакция характерна для срыва адаптации, т. е. для развития состояния перетренированности. Предельные нагрузки, как правило, имеют место на соревнованиях и контрольных тренировках, но они не могут использоваться часто, поскольку быстро приводят к истощению доминантных систем, ответственных за адаптацию.
Индивидуальная переносимость предельных нагрузок в наибольшей степени определяется адаптационным резервом симпато-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем. Высокотренированные спорт- смены, имеющие высокий предел адаптации, отличаются более экономичной реакцией со стороны симпато-адреналовой системы, но способны достичь значительно более высоких максимальных концентраций катехоламинов в крови.
Зависимость "доза — эффект", определяющая соотношение между объемом выполненной тренировочной работы и приростом тренируемой функции, может быть использована для количественной оценки адаптации к физическим нагрузкам. Теоретически возможны пять основных типов взаимосвязи между изменениями тренируемой функции и объемом выполненной нагрузки.
В начальной стадии развития адаптации зависимость "доза — эффект" представлена экспоненциально возрастающей кривой, в обычных условиях тренировки — прямой линией, которая, как и возрастающая экспонента, указывает на то, что пределы адаптации еще не достигнуты и можно продолжать наращивание объема выполняемой работы.
Когда в тренировке применяются нагрузки, близкие к предельным, зависимость "доза — эффект" превращается из линейной зависимости в постоянную с выходом на насыщение. И.Г. Фалес (1988) исследовал влияние высокоинтенсивных форм интервальной тренировки, применявшейся при подготовке футболистов одного из клубов высшей лиги, на изменение показателей аэробной мощности организма. Величина максимального потребления кислорода в этом случае линейно возрастала до тех пор, пока объемы применявшихся интервальных нагрузок при под- готовке футболистов не достигали 420 ч в год.
При более высоких значениях объема нагрузок МПК далее не изменялось, приближаясь к своим наибольшим значениям. Основываясь на этом факте автор пришел к заключению, что увеличивать общий объем интервальной работы выше 420 ч в год для развития аэробной мощности у футболистов нецелесообразно, поскольку проявление зависимости такого типа при увеличении объема выполняемых нагрузок указывает на опасность перенапряжения и срыва адаптации.
Еще большую осторожность необходимо соблюдать при тренировке в диапазоне предельных нагрузок, где зависимость "доза — эффект" имеет вид параболической кривой. В этой области нагрузок прирост развиваемой функции прекращается. Если после этого объем применяемых нагрузок продолжает возрастать, то обнаруживается заметное снижение тренировочного эффекта.
Это положение наглядно иллюстрируют данные об изменениях величины общего О2-дол- га в зависимости от объема выполненной тренировочной работы анаэробной направленности, выявленные у футболистов. Вершина параболической зависимости, указывающая на значения объема интервальных нагрузок, позволяющего в наибольшей степени воздействовать на анаэробные функции футболистов, находится на уровне 240 ч в год. В большем объеме эти нагрузки уже не способствовали развитию анаэробной емкости организма и приводили к снижению тренировочного эффекта.
Снижение темпов развития адаптации с ростом объема выполняемой тренировочной работы может быть предотвращено изменением условий тренировки, а также характера и величины тренировочной нагрузки.
Кроме принципа сверхотягощения, непосредственно связанного с анализом зависимости "доза — эффект", в теории спортивной тренировки постулируются и другие принципы, основанные на закономерностях биологической адаптации. К ним прежде всего следует отнести такие принципы: специфичности, обратимости действия, положи- тельного взаимодействия, последовательной адаптации, цикличности.