Последнее время появилась мода на привлечение в профессиональный спорт специалистов мануальной терапии. Особенно увлеклись этим футбольные и хоккейные клубы.
«Перекос костей таза» и, как следствие диспропорция в объеме мышц, разница в длине конечностей и прочее, - аргумент, против которого не поспоришь. Такой «диагноз» ставится 90% спортсменов.
Наглядный пример: возьмите гребца – каноиста. Если кто не знает, то этот вид спорта подразумевает работу веслом стоя на одном колене. В результате длительных тренировок за спортивную карьеру у него в организме происходят глобальные подвижки в сторону асимметрии и таза, и грудной клетки, и скелетной мускулатуры, от одного вида которой у врача – ортопеда волосы встанут дыбом. Такова профессиональная специфика.
Но! Априори – каноист – здоровый человек, который способен выдерживать специфические сверхнагрузки, соответственно у спортивной медицины к нему подход как к здоровому человеку. Благое намерение специалиста мануальной терапии привести такого спортсмена в рамки более-менее нормального человека в плане существующей костной и мышечной «патологии» в разгар или в начале спортивной карьеры ставит крест на его результатах и его профессиональная деятельность теряет свой первоначальный смысл.
Те же самые метаморфозы происходят с хоккеистами, футболистами, стрелками и прочим спортивным братством. С детства, поднимаясь вверх по профессиональной лестнице, они оттачивают свои навыки. К 20-25 годам организм адаптируется к специфическим нагрузкам, подстраиваясь анатомически, физиологически и функционально, помогая выдать на гора, как можно более оптимально-лучшие настройки для этой тяжелой физической работы и в итоге у него получается.
И тут приходит мануальщик и говорит: «Парень! Да ты весь кривой! Отсюда у тебя проблемы с приводящими (прямыми, косыми (выберите сами)) мышцами. Сейчас я тебе все поправлю, и ты улучшишь свой результат в разы!!!»
И профессионально начинает и умеючи поправляет. В результате происходит перестройка – мышцы, на которые приходилась основная работа – уходят в тень или меняют режим работы. Слабые мышцы, бывшие до этого «в засаде», включаются в активную мощную работу, снижая качество этой самой работы и при этом, принимая на себя всю мощь разрушительной для них энергии, что чаще всего заканчивается плачевно.
Мануальный терапевт обычно уходит в этом случае «в тень», объясняя, что он занимался совсем другой проблемой и его манипуляции здесь ни-при-чём, в душе прикрывая черным покрывалом свою оплошность.
Отсюда вывод. Не зная специфики, физиологии, кинетики, да и просто не представляя, даже в общей форме, нюансов профессиональной двигательной деятельности, не стоит даже пробовать браться за исправление недостатков спортсмена. Ничего из этого хорошего не выйдет. Да и врачам команд необходимо сдерживать трудовые порывы мануальщиков, напоминая себе и специалисту главную заповедь - «не навреди».