Резерв повышения эффективности метода постизометрической релаксации мышц (ПИР) состоит в познании законов мышечного взаимодействия, которые значительно сложнее описываемых в классических руководствах. В связи с этим, нами используется работа на объединение скелетных мышц с учетом их спиралевидного энантиоморфного расположения кинематической цепи (П.Ф.Лесгафт, 1905, М.Ф. Иваницкий, 1965, К.Титль, 1974, В. Дворжак, 1984, Н.Н. Сак; Л. А. Кадырова, 1985, П.Ф. Шепоренко, Н. Ф. Пшеничный, 1988
Спираль – архиформа всего живого – широко используется в природе, начиная с молекулы ДНК
Первые практические аспекты работы на спиральных объединениях мышцы были представлены нами в 1985 г. В настоящее время с учетом исследований последних лет имеется возможность уточнения принципов работы методом ПИР в конкретном клиническом случае с учетом передачи усилий по своей спирали. Известны лево- и правосторонние спиральные объединения мышц, являющиеся зеркальным отражением друг друга (Г. Лутери, 1975, П.Ф Шепоренко). Эти спирали опоясывают шею, туловище, конечности и дают боковые ответвления. Так, левая грудино-ключично-сосевидная (ГКС) мышца передает усилия на ключичную часть правой большой грудинной мышцы (БГ) и правые; внутренние межреберные, переднюю зубчатую, широчайшую мышцу спины (ШМС), а далее - левые; наружную косую мышцу живота, портняжную и трехглавую мышцу голени.
На релаксации мышц, формирующие эти спирали, основаны универсальные позы. Поэтому при любых синдромах вертеброгенных заболеваний нервной системы, в практике оздоровления спортсменов, у лиц с нарушениями и дефектами осанки, мы начинаем и заканчиваем работой на мышечных спиралях.
В области шеи и поясницы от этой спирали имеются ответвления, распространяющиеся на руку и ногу. Так в области поясницы с правой ШМС, идет передача усилий на левую ногу через левые: большую ягодичную, двухглавую бедра, длинный, а затем короткий разгибатель большого пальца стопы.
В области шеи от левой ГКС передача идет на правую руку следующим путем – правые: БГ, 3-х главая плеча (латеральная и длинная головка),лучевой сгибатель запястья, длинный сгибатель большого пальца и длинная ладонная мышца. Таким образом, все усилие передаваемое по этой спирали, концентрируется в области ладонного апоневроза, что ставит его в условия напряженной функции. Это одна из причин пролифератитвной реакции соединительнотканных клеток ладонного апоневроза, ведущих к контрактурным напряжениям, лежащим в основе болезни Дюпюитрена (Н.Н. Сак, Л.Д. Горидова, 1979). Практическим выводом является необходимость профилактики перегрузок ладонного апоневроза, для чего используется релаксация не только мышц предплечья, но и всего отрога спирали верхней конечности. Тот же механизм имеет определенное значение в патогенезе писчего спазма, синдрома Зудека и других, где процесс усугубляется дефицитом релаксации мышц.
Другим мышечным объединением является отроги спирали в области спины, которые идут от левой ременной мышцы шеи на правые: ромбовидную – верхную заднюю зубчатую, наружные межреберные, наружную косую мышцу живота, и далее на левые: внутренную косую, мышцу напрягающую широкую фасцию бедра, подколенную, длинный и короткий сгибатели большого пальца. Таким образом, в области большого пальца стопы заканчиваются силовые передачи по двум спиралям (по сгибателям и разгибателям пальца). Мы считаем, что это – одна из причин функциональной перегрузки первого луча стопы с развитием поперечного плосткостопия и вторичной вальгусной деформацией. Это заставляет проводит ПИР всех мышечных групп, обеспечивающих движение стопы, начиная и заканчивая работой на спиралях.
Ряд клинически звучащих мышц, верхних конечностей, находятся на отроге спирали, распространяющиеся от ременной мышцы вдоль оси верхней конечности. Эта передача усилий идет так же по двум петлям. Вот одна из них: от левой ременной на правые; верхнюю порцию трапецевидной мышцы, дельтовидной, двухглавой, клювовидно-плечевой, , трехглавой, разгибателя пальцев, супинатору, длинному абдуктору большого пальца, длинному и короткому разгибателю большого пальца. Клинически в эту спираль входит плечелучевая мышца. С позиции клиники максимальная нагрузка в этом объединении приходится на верхнюю порцию трапецевидной, дельтовидной, супинатору и плечелучевой мышцам, которые требуют последовательной релаксации.
Приведенные данные, в основном касается поверхностных групп мышц и не исчерпывает всей мозаики анатомических объединений, что требует дальнейшей разработки.