На прошлой неделе в Москве прошёл дилерский семинар Fischer, принёсший немало сюрпризов. И главным сюрпризом оказалось появление новой системы креплений Turnamic, разработанной совместно компаниями Fischer и Rossignol.
Впрочем, обо всём по порядку.
Открыл семинар руководитель компании Фишер-Москва Александр Шахнер, рассказавший о некоторых изменениях, произошедших в России в последние годы. Так, Александр сообщил, что ещё три года назад в нашей стране работало около 6.100 немецких компаний. Однако экономические реалии последних лет оказались таковы, что это количество сократилось сейчас приблизительно до 5.000.
Тем не менее компания Fischer уходить с российского рынка не собирается, тем более, что нынешняя зима бьёт все рекорды: это самая снежная зима за последние 20 лет и к тому же самая ранняя - за 137 лет метеорологических наблюдений в Москве стабильный снежный покров ещё никогда не устанавливался так рано - в первых числах ноября. В этих условиях в 2016-17 году компания Fischer смогла обеспечить 25% рост объёмов продаж.
Продакт-менеджер по беговым лыжам Наталья Лукьянец рассказала о том, что годы сотрудничества с норвежской компанией Rottefella были непростыми, и прежде всего непростыми в финансовом плане (подробнее об этом читайте в интервью с Еленой Родиной ниже). Поэтому в 2016 году Fischer достигла договоренности с компанией Rossignol о пятилетнем сотрудничестве и о предстоящем продвижении на рынке совместной системы креплений Turnamic. Рынок, по мнению Натальи, движется в сторону одной платформы, и компания Fischer открыто провозгласила одну из основных своих целей на ближайшие годы - добиться к 2020 году полной независимости от сторонних производителей подошв и креплений.
{banner_m-001}
Сергей Иванов - менеджер компании по продукции SwixHard - рассказал о новой верхней палке SwixTriac 3.0. Он пояснил, что каждая компания борется за то, чтобы максимально сдвинуть точку баланса к верху палки. С этой целью в палке Triac 3.0 впервые в мире стальной штырь был заменён на алюминиевый. Выигрыш всего в несколько грамм даст, тем не менее, по мнению конструкторов Swix, заметное смещение центра тяжести палки вверх, что неизбежно скажется на более точном, более комфортном управлении палкой.
Ещё Сергей заметил, что каждый производитель использует свои приёмы при взвешивании палки. Кто-то взвешивает только трубку, кто-то - трубку вместе с ручкой, темляком и лапкой. При этом каждый производитель взвешивает палку своей (иногда отличной от других производителей) длины. Компания Swix предложила с этого сезона всем производителям лыжных палок присоединиться к единой системе измерения веса палки: палка в сборе длиной в 155 см. У Swix Triac 3.0 такая палка весит 136 грамм. Какими данными отзовутся другие производители?
Лыжи с камусом
Ещё одной важной темой семинара стали лыжи с камусом. Оказывается, их доля постоянно растёт. Например, доля лыж с камусом в прошедшем сезоне (2015-16 гг.) составила всего лишь 3% от рынка, а по итогам нынешней зимы (2016-17 гг.) по прогнозам специалистов компании Fischer доля лыж этого типа составит 16%. Вы только вдумайтесь, специалисты компании прогнозируют в этом сегменте более чем пятикратный рост! Именно из-за этого обстоятельства Fischer предложил сейчас рынку много новинок, связанных с этой темой: это и сами новые модели лыж с камусом, и различные типы сменного камуса, и средства ухода за камусом, и сами сменные элементы.
Камус пришел из туристического сегмента и стал широко использоваться для прогулочных и спортивных моделей лыж. В любительском сегменте он заменяет лыжи с насечками, так как камус из мохера универсален в использовании и подходит как для плюсовых температур, так и для морозов с жесткой и леденистой трассой. В спортивном сегменте лыжи с камусом позволяют активно тренироваться классическим ходом без использования мазей держания.
И, наконец, гвоздь сезона - новые поворотные крепления Turnamic. Что они собой представляют? Совместимы ли с Rottefella? Зачем Fischer понадобилась собственная система креплений?
Со всеми этими вопросами я обратился к бренд-менеджеру Fischer в России Елене Родиной.
- Компания Fischer входит в новый для себя и какой-то, по-видимому, очень интересный период: и новые крепления, и вот эта война (ну, я её для себя называю войной) с Rottefella - может быть, вы её для себя как-то иначе охарактеризуете, не знаю... И начало вдруг фигурировать слово Vauhti применительно к смазке лыж. Видно, что в компании происходит много всего нового. Но давай начнём с самого последнего и, видимо, самого простого - с Vauhti. Почему вдруг в связке со словом Fischer появилось слово Vauhti?
- Если говорить о Rottefella, то тут никакой войны нет, как вы понимаете, это просто бизнес.
Насчет сотрудничества с Vauhti я могу сказать, что эта компания будет производить для компаний Fischer смазку для базовой подготовки лыж.
Что касается России, то мы не будем предлагать эти продукты на нашем рынке в связи с нашей тесной кооперацией с компаний Swix.
- Насколько достоверны слухи о предстоящем слиянии норвежских компаний Swix и Madshus?
- Никак не могу прокомментировать эти слухи.
- Но вы тоже слышали об этом из неофициальных источников?
- Да, конечно - и слышала, и читала. Но никакой официальной информации у нас об этом нет.
- Что не так в ваших отношениях с Rottefella? Почем нельзя было пользоваться продукцией этой компании и дальше? Ведь вместе с Fischer Rottefella 10 лет назад подмяла под себя весь рынок! Это был такой во всех отношениях взаимовыгодный альянс, во всяком случае со стороны это выглядело именно так…
- Скажем так: нас не устраивали два момента. Сотрудничество с компанией Rottefella не позволяло принимать активное участие в разработках и внедрении новых технологий. Компания Rossignol находилась в тех же условиях. Поэтому в 2010 году Fischer начал разрабатывать свою собственную систему креплений. В 2012 году к проекту присоединился Rossignol.
- Речь идёт о подошве или креплениях?
- И то и другое. Компания Rottefella производит подошвы для нескольких брендов, в том числе и для Fischer, Rossignol, Alpina, Madshus, и др. Подошвы стандартные, и каждому производителю ботинок их приходилось дополнительно адаптировать под свою колодку. Подошвы TURNAMIC® разрабатывались специально для ботинок Fischer – максимальный комфорт и технологичность без компромиссов.
И второе - ценовая политика Rottefella в России не выдерживала вообще никакой критики. {banner_st-d-2}
- Видимо, о том, что разрыв неизбежен, стало ясно давно, если разработка креплений велась с 2010 года? Уже тогда стало понятно, что нужно расходиться?
- По крайней мере стало понятно, что нужно что-то искать. Конечно, решение о запуске этого проекта было принято не сразу, но постепенно мы пришли к выводу, что теряем много, проседаем в этом сегменте очень сильно, что крепления Rottefella везде стоят намного дешевле, чем у нас.
- Это правда, что в тот день, когда в Rottefella узнали о том, что Fischer разработал собственную систему креплений, генеральный директор Rottefella ушёл в отставку?
- Я не знаю точной причины его ухода. Но произошло это в тот момент, когда стало известно, что Fischer не будет продлевать контракт.
- И что теперь будет с Rottefella? Каково будущее этой компании?
- Во-первых, я думаю, что Madshus продолжит с ними сотрудничество. Плюс - у Rottefella есть весьма немаленький российский рынок. Благодаря тому же Спортмастеру, я думаю, Rottefella сохранит в России довольно большие обороты. Возможно, Rottefella будет пытать судиться с нами точно так же, как судится сейчас и с Амер Спорт из-за системы Prolink.
- То есть у них есть какие-то основания обвинить вас в плагиате?
- Скажем так - в современном мире всё очень похоже и порой очень непросто отличить плагиат от вполне логичного и законного развития той или иной темы. Думаю, они будут бороться за свои права.
- Поговорим о самих креплениях - что они собой представляют? Вы лыжница-гонщица высокой квалификации, с хорошим стажем (Елена Родина - участница Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (лыжные гонки), обладательница Кубка мира по скоростным лыжероллерам) . Вы их тестировали?
- Да, я каталась на них весь январь, тестировала, мне они очень понравились. Никаких отрицательных эмоций крепления у меня не вызвали. То есть именно как крепления, как некое связующее звено между лыжами и ботинками, они выполняют свои функции на 100 процентов.
- Мир постепенно приходит к одной системе подошвы?
- Лучше будет сказать, что к одной системе креплений, совместимой с NNN. Да, наверное.
- То есть система SNS постепенно уходит?
- Думаю, что да. Дилерам год от года будет всё легче и легче представлять одну систему креплений. И запаса ботинок нужно будет держать на складе меньше, и так далее. И, конечно, доля SNS будет год от года уменьшаться.
- Я сегодня услышал здесь в кулуарах, что после ухода Fischer и Rossignol с Rottefella эта компания потеряет до 70% объёма производства. Это похоже на правду?
- Похоже.
- То есть Rottefella сейчас резко снизит обороты, прибыль, загруженность оборудования… Вам не жаль эту компанию? Столько лет шли вместе и вдруг… Когда-то, помните, лет 10 назад, когда Fischer ушёл с SNS на NNN, вы вместе так лихо перекроили этот рынок, подмяли его под себя. А теперь, получается, Rottefella снова превращается в аутсайдера, возвращается к роли догоняющего?
- Не буду ничего говорить про Rottefella, но Fischer движется дальше, вперёд.
- Вы упомянули о том, что Fischer открывает собственное производство в России…
- Не совсем так. Мы рассматриваем такую возможность. На самом деле у нас всё неплохо с фабрикой в Мукачево, просто…
- Кстати, действительно, чем провинилась фабрика в Мукачево?
- У нас тонкий момент заключается в том, что в России существуют ввозные пошлины на украинские лыжи, существует ввозной НДС, который мы платим, и в связи с этим наша продукция самого дешёвого сегмента, сделанная в Мукачево, неконкурентоспособна на российском рынке именно из-за цены. Наш бренд Tisa сильно просел в последние годы из-за этого. Раньше нам было проще, не было по крайней мере никаких дополнительных налогов. Сейчас мы платим все ввозные пошлины и, естественно, это приводит к удорожанию продукции.
- Какими-то хотя бы промежуточными успехами ваши усилия по поиску своей производственной площадки в России увенчались?
- Да нет, желающих, чтобы мы разместили у них своё производство, немало, но в данный момент объёмы не те. И, скажем так - после трёх бесснежных зим компания пока не готова инвестировать средства в такого рода производство на территории России.
- То есть пока это всего лишь некие "размышления на тему"?
- Да. Это задача не на ближайшие год-два точно.
- Скажите, это только у меня возникло ощущение, что у вас в компании есть некая внутренняя конкуренция: я смотрел сегодня на палки Swix и палки Fischer, лыжи дешёвого сегмента Fischer и лыжи Tisa. Вы каким-то образом страдаете от этой внутренней конкуренции?
- Нет, не страдаем. У нас же очень широкая дилерская сеть и всё продаётся.
- Tisa востребована?
- К сожалению, всё меньше и меньше, потому что цена на неё достаточно высокая. Когда другие продают свои самые дешёвые модели на российском рынке за 1.000 рублей, а мы вынуждены продавать свои самые нижние модели за 3.800, сложно конкурировать. Сейчас, в связи с выпуском более доступных моделей, я думаю, мы сможем вернуть себе какую-то часть этого сегмента рынка.
- Скажите, Fischer и Тиса продолжают выпускать лыжи с низкомолекулярным пластиком скользящей поверхности, который скользит существенно хуже, чем высокомолекулярный пластик?
- Нет, мы экструдированный, то есть низкомолекулярный пластик, при производстве лыж не используем.
- Вообще? Даже на самых дешёвых моделях?
- Да. Именно так.
- Что ж, собственно, у меня на этом всё. Хочется пожелать вам удачи. За вашей компанией интересно наблюдать, интересно видеть, как вы десятилетие за десятилетием меняете правила игры на рынке, как перекраиваете, перетасовываете те или иные его сегменты. Пусть и на этот раз у вас всё получился.
- Спасибо.