Проблема «переноса тренированности» – одна из ключевых проблем в теории и практике подготовки квалифицированных спортсменов. Знание и использование в практике подготовки квалифицированных спортсменов законов «переноса тренированности» с тренировочных упражнений на соревновательные позволяет повысить эффективность тренировочного процесса за счет его оптимизации. Проблемы «переноса тренированности» затрагивали в своих трудах Л. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский и др.
Сегодня исследованием закономерностей «переноса тренированности» всерьез занимается лишь Олимпийский чемпион, эксрекордсмен мира в метании молота, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук А. П. Бондарчук (2007, 2010). Причина невнимания абсолютного большинства спортивных педагогов к данной проблеме – резкое снижение за последние десятилетия уровня профессиональных знаний отечественных тренеров и непонимание ими важности решения данной проблемы.
Законы системной физиологии [П. К. Анохин, 1958, 1968, 1975 и др.; С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011], описывающие принципы построения целостных функциональных систем организма (конкретных поведенческих, двигательных актов) диктуют необходимость представления о сложной взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимозависимости эффектов действия на организм тренировочных упражнений различной направленности.
Так серьезными исследователями, изучавшими особенности проявления «быстрой силы», всегда отмечалась сложная взаимозависимость скорости и силы [А. Н. Воробьев, 1977]. Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем увеличение «быстрой» силы сопровождается приростом показателей быстроты движений как отягощенных, так и свободных частей тела. Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений [А. Н. Воробьев, 1977].
Л. П. Матвеев (1997) писал: «…Если, к примеру, на одном и том же этапе тренировки концентрируются в больших объемах подготовительные упражнения, требующие полной мобилизации аэробных и анаэробных возможностей спортсмена, вероятен своего рода «конфликт» между кумулятивными эффектами этих упражнений (известно, что возрастание уровня максимального потребления кислорода может сопровождаться снижени¬ем уровня так называемого порога анаэробного обмена — ПАНО, и, напротив, — с возрастанием ПАНО может уменьшаться МПК, что по¬лучило наименование «феномена Джонгблоя»)…».
Взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости эффектов действия на организм тренировочных упражнений различной направленности по целому ряду причин не линейны и не могут быть представлены в упрощенном виде, как это пытаются делать сегодня спортивные педагоги.
В многолетней спортивной подготовке квалифицированных атлетов необходимо применять средства, методы и методики, обеспечивающие рост специальной тренированности спортсмена. И эти средства и методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной деятельности своих подопечных. Данное утверждение не исключает использования в тренировочном процессе квалифицированных спортсменов дополнительных упражнений неспецифической направленности, но при этом следует понимать, что «перенос тренированности» может быть не только положительным, но и отрицательным.
Следовательно, и эта группа тренировочных упражнений должна подбираться и использоваться в тренировочном комплексе таким образом, чтобы каждый компонент этого комплекса тренировочных воздействий на организм спортсмена обеспечивал именно положительный «перенос тренированности» на соревновательное упражнение.
Ключ к пониманию законов «переноса тренированности» кроется в законах системной физиологии и в частности — в законах адаптации человеческого организма [С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. На рисунке схематично представлены принципы «переноса тренированности».
«Автоматический» положительный «перенос тренированности» со специфических (по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена) тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение, согласно результатам исследований А. П. Бондарчука, осуществляется в ±10-15%-ом «коридоре специфичности» выполняемого упражнения – при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки.
Использование относительно специфических (находящихся за пределами ±10-15%-ого «коридора специфичности») тренировочных упражнений обеспечивает тем больший положительный «перенос тренированности», чем более специфичным (по отношению к основному соревновательному упражнению) оказывается используемое в тренировке упражнение. При этом основное правило, которому необходимо следовать при планировании и построении тренировочного процесса: эффекты специфической (по отношению к основному соревновательному упражнению) тренировочной работы должны доминировать в тренировочном процессе.
Только в этом случае спортсмен и тренер может рассчитывать на рост тренированности, которая, к слову — всегда специфична и может быть оценена исключительно по динамике спортивных результатов, а не по результатам неспецифических тестов [С. Е. Павлов, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011].
«Перенос тренированности» (может быть как положительным, так и отрицательным!) на основное соревновательное упражнение в результате использования в тренировке дополнительных неспецифических тренировочных упражнений осуществляется благодаря эффектам «перекрестной адаптации» [Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, 1988; В. Н. Платонов, 1988].
Однако, даже по оценкам В. Н. Платонова (1988) «стоимость» эффектов «перекрестной адаптации» в спорте невелика и, соответственно, столь же невелик должен быть эффект «переноса тренированности» с неспецифической тренировочной работы, на основную, соревновательную работу.
По мнению двукратного Олимпийского чемпиона и многократного чемпиона мира по хоккею В. М. Анисина, эффекты неспецифической тренировочной работы, чтобы они реализовались в соревновательной деятельности, должны быть «захвачены» и «переработаны» основной специфической тренировочной работой (остается открытым вопрос – как это сделать?).
Вместе с тем, многолетней практикой спорта доказывается гораздо большая (относительно допускаемой тем же В. Н. Платоновым) эффективность использования в тренировочном процессе дополнительных неспецифических упражнений. В связи с этим мы выдвигаем гипотезу «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую спортивную деятельность.
Суть гипотезы состоит в том, что неспецифические (по отношению к основной соревновательной деятельности) тренировочные упражнения могут быть эффективны в отношении специфического прироста тренированности, если их воздействие попадает в «резонанс» с воздействием специфических упражнений и усиливает эффект последних.