Что мешает российским футболистам «пахать» также, как это делают игроки европейских команд? Читайте мнение Эдуарда Тиктинского, Президента инвестиционно-строительного Холдинга RBI (входит «Северный город»), входит в топ-100 предпринимателей Петербурга:
После европейских матчей вопрос соотношения денег, вложенных государственными корпорациями в профессиональные клубы, и их достижений, терзает особенно сильно. На мой взгляд, и болельщика, и менеджера, российский футбол абсолютно не эффективен.
Возьмем, например, «Зенит». Клуб покупает футболистов мирового уровня таких, как Халк и Витсель, логично ожидая, что инвестиция принесет результат. Что по факту? Бразильский форвард и бельгийский опорник перешли в «Зенит» в 2012 г. Увы, с этого момента клуб из Петербурга не выиграл титулов на европейской арене, в Лиге чемпионов не блистал, более того, установил антирекорд посещаемости в XXI веке. В сезоне 2014/15 домашние матчи команды в среднем посетили 16 508 человек, в прошедшем сезоне цифра немногим лучше — 16 813. Такой бизнес назвали бы провалом. Самой большой – не ниже 20 тыс. - посещаемость была с 2003 по 2010 гг., когда «Зенит» играл в атакующий футбол, а в его составе выступали местные воспитанники Аршавин и Кержаков.
На мой взгляд, в стране, где у врачей и учителей низкие зарплаты, не хватает денег на самое необходимое, просто аморально платить миллионы приглашенным иностранным футболистам и тренерам. Особенно, если это делает госкомпания. Лимит на легионеров уже смягчали и ужесточали, но он так и не доказал своей пользы. Интересным решением стало бы введение потолка зарплат вместо лимита: зарплаты российских игроков снизились бы (сейчас они неоправданно высоки), а клубы смогли бы позволить себе приглашать только 1-2 иностранных звезд. Думаю, было бы правильным одновременно запретить госкомпаниям и бюджетам всех уровней финансировать профессиональный футбол, включая всякую схемотехнику с рекламой. Это также помогло бы нормализовать размеры зарплат в футболе, что, кстати, повысит мотивацию наших лучших футболистов играть в более сильных лигах за большие зарплаты, научит их пахать, как пашут их коллеги в лучших чемпионатах Европы и даст им шанс стать настоящими звёздами.{banner_st-d-2}
Например, в феврале 2016 года «Зенит» в Лиге чемпионов уступил «Бенфике». Давайте сравним их бюджеты. Трансферная стоимость игроков петербургского клуба почти на полмиллиарда рублей выше, чем португальского. Халк получал в «Зените» 7 млн евро в год, в то время как самая высокая зарплата в «Бенфике» была — 2 млн евро, и португальский клуб успешнее на европейской арене.
В чемпионате Австралии, например, где действует потолок зарплат, есть футбольный клуб «Сидней». В 2012 г. он купил легендарного итальянского форварда Алессандро Дель Пьеро, после чего посещаемость клуба резко возросла. Нам нужны именно такие точечные решения, а не массовые закупки иностранных звезд и приглашения зарубежных тренеров. Наставник «Зенита» Мирча Луческу получает 4 млн евро в год, но кто даст гарантии, что его работа приносит больше плодов, чем если бы на это место пришел российский специалист? Почему не рассматривали Курбана Бердыева или Станислава Черкесова?
Я люблю «Зенит» и болею за него, но хочу, чтобы клуб был эффективным, показывал зрелищную игру, на которую будут приходить зрители. И я считаю, что любая трата должна быть обдуманной. Если все клубы будут придерживаться этой позиции и поддерживать своих игроков и тренеров, российский футбол встанет на путь эффективного развития.
Разумно, если государство будет вкладывать деньги, прежде всего, в детский спорт. Бизнес, в свою очередь, может поддерживать профессиональные клубы. Трудно сегодня назвать вложения владельцев «Спартака» эффективными, но это частные деньги, и частный собственник волен ими распоряжаться, как он считает нужным в рамках закона, конечно.