По большому счету, требования к организму лыжников и биатлонистов аналогичны тем, что характерны для летних циклических видов. Но специфику вносит температурный режим.
Низкие температуры, при которых проходят тренировки и соревнования в основной части сезона, приводят к двум основным изменениям: во-первых, возрастают энергозатраты (организму нужно себя согревать), а во-вторых, колоссально нагружаются бронхи, пропуская через себя поток холодного воздуха.
Надрывный сухой кашель после финиша — нормальный спутник зимних видов спорта, на соревнованиях в раздевалках иногда возникает ощущение, что находишься в туберкулезном бараке — кашляют все. Ледяной воздух “пробивает” дыхательную систему практически полностью.
Отсюда астматические явления, которые в Европе считают болезнью, а в России долгое время диагностировали как отклонение. Речь не об астме как таковой, а о бронхоспазме, вызванном физической нагрузкой. Явление это по-английски называется exercise induced asthma; устоявшийся русский перевод — астма физического усилия. Перевод не очень точный, речь не о разовом усилии, а о нагрузке, причем чаще всего — на холодном воздухе.{banner_st-d-2}
Громкие заявления о том, что подобный диагноз ставят в Норвегии всем без разбора, не лишены основания. Если вы живете в большом городе, попробуйте зимой, выйдя на улицу в минус 20, вдохнуть влажный городской воздух полной грудью. Если на вдохе перехватит дыхание — поздравляю, вам тоже, скорее всего, можно ставить подобный диагноз. Но для этого лучше проходить обследование в Европе.
Дыхательная система у «зимников» действительно испытывает колоссальные перегрузки, и потому использование лекарств от астмы в самых разнообразных дозировках, по моему мнению, оправданно. Поверьте человеку, бежавшему 10 километров на коньках в Омске при температуре минус 27. После финиша я чуть в раздевалке на скамейку легкие не выплюнул.