87 лет тому назад 30 марта 1933 года в Мурманске состоялся первый праздник Севера.
На первом Празднике Севера пропало наградное ружье
Рассказывая о Мурманске 30-х годов прошлого века, никак не пройти мимо Праздника Севера. Вряд ли ошибусь, если скажу, что на сегодня это один из старейших спортивных турниров в России. А возможно, и старейший. Причем это один из немногих примеров инициативы снизу. Идея родилась не в кабинетах спортивных чиновников, а в среде обычных лыжников. Сегодня мы вспомним, как это происходило 84 года назад.
Спасибо Англии родной
Мурманчане 20-х годов не были такими уж большими любителями лыжного спорта. Нет, энтузиасты были, но ни о какой массовости не могло идти и речи. Интервенция, когда англичане заразили спортом многих северян, уже осталась в прошлом. Кстати, именно сыны туманного Альбиона 23 марта 1919 года организовали первые в истории Мурманска лыжные соревнования – детские. Заключались они в спуске с горы и пробеге 100 ярдов от места спуска. Получается, что в следующем году Мурманск будет отмечать столетие этого вида соревнований. Но затем интервенты убрались домой, а мурманчанам стало не до спорта. В 1920–1922 годах город переживал острую нехватку всего необходимого, вдобавок на его жителей обрушилась эпидемия тифа.
Подъем спортивного духа начался в середине 20-х годов. Связан он прежде всего с политикой центральной власти, которая обратила пристальное внимание на развитие спорта в регионах. Развитие шло отнюдь не быстро. «Полярная правда» на своих страницах отчаянно призывала горожан на лыжню, но те не торопились. {banner_st-d-1}
Пример лентяям из областного центра показали коляне. Братья Лопинцевы и Синцовы, Василий Торопов, Семен Гусев проторили 15-километровую лыжню, и 27 января 1927 года прошли гонки Кола – Мурманск. Финиш организовали на площади Пять Углов. Победителем стал Александр Кочеров. В том же году 17-летняя мурманская телеграфистка Ольга Китова попала в сборную железнодорожников СССР и на турнире в Осло выиграла «золото» в толкании ядра и «серебро» в беге на 100 метров. Но это были все-таки единичные случаи. В 1929 году на весь Мурманский округ Ленинградской области насчитывалось всего 600 физкультурников.
По сути, серьезное развитие спорта в СССР началось в 1931 году, когда был введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне». Теперь спорт из хобби превратился в государственную задачу. Уже в январе 1932 года прямо по улицам Мурманска проложили лыжни длиной 5 и 10 километров. Нормы сдавали не только в выходные дни, а часто сразу после работы. Число физкультурников резко пошло вверх.
В это же время в городе много говорили и писали о лыжном переходе Мурманск – Ленинград, посвященном IV съезду советов. Путь длиной более 1000 километров заполярные лыжники проделали за 17 дней.
Кто сказал «Мяу»?
Так потихоньку лыжный Мурманск подкатил к 30 марта 1933 года. В этот день в здании исполкома шло заседание судейской коллегии, подводившей итог прошедшего лыжного сезона. А в вестибюле собрались рядовые спортсмены, ждавшие решения о награждениях лучших, а пока также говорившие о спорте. Кто первый высказал вслух мысль о проведении праздника спорта, увы, выяснить так и не удалось.
Вот отрывок из книги «Праздник Севера», которую написали Мечислав Дубницкий и Александр Храповицкий:
«– Вот бы и нам больших мастеров пригласить из Москвы и Ленинграда. – Пауза. А потом разговор, взволнованный и горячий, захлестнул всех и каждого. Мысль моментально стала обрастать деталями. Кого пригласить? Когда? Какие назначить дистанции? Какой зачет – личный или командный. Расшумелись так, что не заметили вышедших из судейской Владимира Ляпкина и Ивана Малышева. Едва дождались конца награждений, как кинулись к ним поделиться своими соображениями. Идея понравилась».
Видимо, к этому времени мурманские лыжники почувствовали свою силу. Им уже было мало гоняться друг с другом. Хотелось большего. Они, без шуток, готовы были вызвать на бой лучших лыжников СССР. И руководству Мурманского округа этот молодой задор пришелся по нраву. Идее дали зеленый свет.
Три минус два
Привычное ныне название «Праздник Севера» появилось не сразу. В документах 1933–1934 годов он именуется то как первый Северный праздник физкультуры, то как Северный лыжный праздник. Главную заботу о предстоящих соревнованиях взял на себя оргкомитет. Он и подготовил первую смету. На все мероприятия требовалось 15 425 рублей. Еще 974 рубля – резервный фонд. Всего участников – 104 человека, из них местных товарищей – 61. Но вскоре эти цифры подверглись изменению и на свет появилась вторая смета. Теперь участников стало 140 человек, увеличились расходы на призы, питание и, главное, на организацию заключительного вечера с товарищеским ужином. Сумма расходов оценивалась уже в 26 300 рублей. {banner_st-d-2}
В литературе, посвященной Празднику Севера, говорится, что в первом празднике принимали участие только лыжники. Это правда, но изначально планировалось проведение еще соревнований по конькобежному спорту и старты оленьих упряжек. Они не состоялись ввиду резкого потепления. Организаторы очень старались: специально назначили 30 и 31 марта первые старты на раннее утро – в 8.00, пока еще солнышко не стало пригревать, а вторые – после 17.00, но ничего не получилось. Первым «уплыл» каток, затем «сдалась» трасса для оленьих бегов. Можно только предполагать, сколько потребовалось усилий, чтобы спасти лыжню. Хотя, возможно, ее никто и не спасал.
Призы победителям
Призы тоже были в духе времени. Для команд за первое место – красное знамя и грамота, за второе – спортивная статуэтка и снова грамота. В индивидуальных забегах у мужчин победитель 30-километровой гонки получал велосипед, 20-километровой – шелковый лыжный костюм и горнолыжные ботинки. А вот пришедший первым в гонке на 10 километров премировался лишь отрезом на костюм. У женщин победительнице по разряду сборных на 5 километров вручали наручные часы, а лучшая в индивидуальном забеге на этой же дистанции получала шелковый лыжный костюм и ботинки. Победительница на трех километрах становилась обладателем шерстяного спортивного костюма.
Просто шикарными даже по нынешним временам можно считать призы для оленеводов. Планировалось две дистанции – два километра на резвость и десять на выносливость. Самый резвый получил бы двуствольное охотничье ружье, патронташ с патронами, сумку и чехол. А самый выносливый – патефон с 26 пластинками. Какие призы должны были получить конькобежцы, не известно, но в смете на них выделено 1000 рублей. Ввиду того, что соревнования у оленеводов и конькобежцев не состоялись, призовой фонд был перераспределен на лыжников. В итоговом перечне уже врученных призов нет только ружья…
К ТЕМЕ
Книга «Праздник Севера» вышла в 1974 году. Ее авторы Мечислав Дубницкий и Александр Храповицкий имели возможность разговаривать с участниками первой Полярной Олимпиады. Кроме этого они использовали архивные документы и газетные публикации той эпохи. Все это сделало книгу весьма информативной, она и сейчас читается с большим интересом. Но сегодня эта работа стала библиографической редкостью. К тому же в Государственном архиве Мурманской области есть документы, которые Дубницкий и Храповицкий не использовали в своей книге. В целом эти бумаги не влияют на уже утвердившуюся оценку первого Праздника Севера, но делают его историю полнее и ярче.