Спортивный Мурманск

Новости спорта

SPORT-51 » Новости » Новости Мурманска » Николай Озеров. Нет, Николай Николаевич

Николай Озеров. Нет, Николай Николаевич

0 49 12-12-2022 06:29

Николай ОзеровВчера, 11 декабря, Николаю Озерову – великому комментатору, блестящему теннисисту, удивительному актёру – исполнилось бы 100 лет. Дожил бы Николай Николаевич до такого возраста? Вряд ли… Он умер от трудной болезни, от ампутации ноги, которая доконала здоровье больного уже народного артиста РСФСР, заслуженного мастера спорта, отца двойняшек и супруга молодой ещё жены… Умирал тяжело: в болях и страданиях. Терпел? Да. Он и поражения наших команд, наших сборников, наших атлетов, наших воинов – терпел. Но и когда они побеждали, Николай Николаевич волшебными словами и интонациями просто восхищался их победами! И вся страна узнавала от него об этих победах… И поражениях… Но больше о победах, о достижениях, о рекордах, о мощи и славе наших спортсменов…

… Я учился в Ленинградском университете имени А. Жданова на факультете журналистики. Конкурс при поступлении туда был очень значимым: даже среди нас, медалистов, было от 8 до 10 человек на место… Тогда, на 2-м курсе, к нам пришёл на факультет Виктор Сергеевич Набутов. Он набирал группу для обучения комментаторскому мастерству. Сам он – известный комментатор радио и телевидения. Всесоюзных и ленинградских. Его голос мы знали наизусть. И вот стал он нас проверять «на вшивость» - как тогда мы говорили. А сейчас сказали бы – «пришел тестировать». Выбрал из нескольких  десятков студентов 14 человек. И стали мы раз в неделю встречаться с Виктором Сергеевичем на семинарах (группой). Учил он нас не академически – а простым способом, разговорным. И было до бесконечности интересно его слушать: о спортсменах, о событиях на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, России и Азии, Москвы и Ленинграда, Вологды и Тамбова… И стал он водить нас на соревнования высокого уровня, где работали известные корреспонденты, комментаторы, операторы, фотокоры. Но самыми увлекательными были наши посещения стадионов, где проходили матчи команд высшей лиги, соревнования международного уровня, где выступали «звёзды» советского и мирового уровней…

Николай Озеров…Но сейчас я не об этом хочу рассказать – о Николае Николаевиче Озерове поведаю немного. Он приезжал несколько раз к нам в университет. И к нам на занятия приходил, проводил практические занятия с нами, которых Виктор Сергеевич готовил для комментаторской деятельности. Тогда Виктор Сергеевич говорил, что готовит нас  для работы на радио и телевидении Ленинграда. Но потом, позже, сказал так: «Получил приказ сделать из вас комментаторов Всесоюзного уровня». Мы ахнули: неужели будем вести репортажи по радио и телевидению на весь Советский Союз?!

Николай Николаевич подтвердил эту версию своего коллеги: да, не всем, конечно, но  счастливчикам из вашей группы повезёт выйти во Всесоюзный эфир… Несказанное какое-то чувство ощущали мы при этих словах великого мастера… Сейчас уже почти забыты те эмоции, которые нас, студентов, захлёстывали – будто волнами накрывали с головой. Особенно после занятий, после встреч с Николаем Николаевичем…

Одну такую встречу и одно занятие опишу поподробнее. Николай Николаевич взял трёх студентов с собой на матч по футболу в высшей лиге Советского Союза. Играли «Зенит» и «Спартак». Среди этих трёх счастливчиков был и я. И тогда узнал, что мы с Николаем Николаевичем болельщики московского «Спартака». Он даже удивился, что я не за «Зенит» «болею», как оба других парня с факультета. И получилось так, что Николай Николаевич был ко мне более внимателен: с ним о многом тогда поговорили: о футболе, большом теннисе, предстоящей Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, о легкой атлетике, о питерском спорте, о судействе в баскетболе и волейболе, о допинге (тогда стали его вводить в дело), об артистах ленинградских театров (я был тогда большим любителем ленинградских театров), о фарцовщиках и левой торговле…

Николай ОзеровНо более всего меня поразили рассуждения великого Озерова о «Спартаке»: уже тогда он предсказывал развал в команде (в 1976 году так и произошло), был в ярости, рассказывая о пьянках некоторых игроков, возмущался договорными матчами в высшем футбольном эшелоне, прямо называя выход «Зари» (Ворошиловград) в чемпионы «заказным», с укором говорил о коррупции в федерации футбола СССР, прямо называл некоторых тренеров сборной команды бездарными, осуждал «блатной подбор» в олимпийскую команду страны, нелицеприятно отзывался о стариках в Политбюро… И какая была в нём уверенность при этих рассказах, какая влюблённость в великих спортсменов, тренеров, в страну! И очень тогда меня и моих товарищей удивила и огорчила одновременно фраза Николая Николаевича, высказанная мимоходом: «Вряд ли вас, ребята, выпустят на союзный простор… Там (показал пальцем вверх) готовят избранных…» Так и получилось… Но он всё же приезжал к нам, учил, поправлял, рекомендовал, как вести репортаж, каких ошибок надо избегать, как надо готовиться к каждому выходу в эфир, что надо заносить в шпаргалку, о чём договариваться с помощниками, чем запасаться и даже, что брать с собой поесть и попить…

Очень жалею, что мы были профанами и не сфотографировались с нашими наставниками – как-то не принято тогда было просить об этом, да и моды такой, как сейчас, не было на фотографирование. Кстати, и фотоаппарат был один всего на всю группу…

Николай ОзеровИ очень огорчил уход Николая Николаевича из жизни 2 июня 1997 года. У меня был домашний телефон великого Озерова. Добираясь иногда в Тамбов через Москву, останавливаясь у брата там, чтобы сходить на матч «Спартака», всегда звонил Николаю Николаевичу. Редко удавалось застать его дома, но с супругой, Маргаритой Петровной, удавалось немного поговорить… Правда, чаще всего брала телефон Надюша, дочка Николая Николаевича, которой, по всей вероятности, доверяли роль информатора: «Папочки дома нет – он на работе. Звоните завтра… Или послезавтра…»  

… Советские времена были проще и доступнее для общения. Сейчас иные правила, иная психология у людей. Но Николай Николаевич остался в памяти тем, советским, великим Человеком, который наряду с Гагариным, Высоцким, Меркурьевым, Бабочкиным, Симоняном, Старостиными, Яшиным, Ивановым, Королёвым, Бондаревым, Шолоховым…вошёл в жизнь мою яркой, необыкновенной Личностью.

Виктор ШУБИН

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: