Ксения Коржова студентка МАУ: постигает науки на факультете физического воспитания.
«Хочу стать тренером-преподавателем, чтобы со временем делиться опытом и знаниями со своими учениками, - поделилась молодая конькобежка, чемпионка России, победительница этапов Кубка страны на нескольких дистанциях с порталом «Спортивный Мурманск». – Мне надо сейчас – пока перерыв в соревновательных турнирах – сдать несколько экзаменов и получить пару зачётов. А сейчас иду на встречу с нашим ректором Ириной Михайловной Шадриной. Хочется познакомиться с моим шефом и болельщицей, показать ей свои медали и рассказать о своих достижениях в конькобежном спорте…»
Наш гид и заведующий кафедрой физвоспитания МАУ, профессор Михаил Шелков поделился кое-какими сведениями о своей подшефной: «Ксения показывает сейчас отличные результаты. Был спад, было разочарование, но в этом сезоне наша студентка, воспитанница оленегорской спортивной школы вышла на пик формы. И теперь её включили в состав сборной команды России…»
Ректор МАУ Ирина Шадрина поздравила Ксению с победами на чемпионате и Кубке страны и угостила чаем с шоколадными конфетами. А потом полюбовалась медалями студентки:
«Надо фотографии медалей поместить на стенд, чтобы все студенты и преподаватели вуза знали о нашей чемпионке, - улыбнулась Ирина Михайловна. – И желаю тебе, Ксения, сдать по-чемпионски экзамены и зачёты. Рада была с тобой познакомиться лично…»
Наш корреспондент попросил Ксению ответить на несколько вопросов. Красавица ледовых забегов не отказалась от предложения.
- С чего началась ваша конькобежная карьера?
- В 7 лет мне подарили коньки. Старшая сестра тоже умела кататься, но у неё не получилось увлечься конькобежным спортом, а я стала его приверженцем надолго, похоже, на всю жизнь. Кстати, с помощью бабушки… Коньки стали моим многогранным пристрастием: ведь надо уметь и бегать, и на велосипеде ездить, и прыгать, и техникой увлекаться, и следить за коньками. Всё это в комплексе – моя любовь… Это притянуло меня в детстве, это держит меня крепко и теперь. У нас любовь взаимная. И вот она стала проявляться в хороших результатах, когда дистанции и 1000 метров, и 1500, и 3000,а позже и 5000 метров стали мной любимы. И результаты пошли вверх…
- Какая конькобежная школа вам нравится более других?
- Наша, русская. Сколько она дала чемпионов мира, олимпийских победителей, прославила страну на весь мир. И я беру пример с моих кумиров, с моих соотечественников, с рядом находящихся друзей-конькобежцев. Всё это вместе помогает раскрыть во мне мой потенциал, увидеть недостатки, прогрессивные моменты, заметить изменения в технике, тактике…Тут уместно поблагодарить моих замечательных тренеров: Наталью Владимировну Зыкину, Сергея Викторовича Васильева – они разные, но оба – талантливые, дорогие, душевные… Наталья Владимировна со мной с детства, где я – там и она. Вот и Михаил Владимирович Шелков помогает мне решать вопросы в тактике, в психологических моментах… Так и развивается моя коньковая карьера, моя техника и тактика, моя любимая ледовая жизнь…
- Что нового в личной жизни, чем душа занята, о чём мечтаете, к чему тянется сердце на досуге?
- Учёба – новая ипостась. Ею и душа занята, и мысли. Мечтаю также покорить мировые пьедесталы, как и российские. Можно помечтать и об Олимпиаде, но пока обстановка в мире не позволяет оформлять эту мечту в реальные очертания. Ну, и конечно, мечтаю немного о квартире, автомобиле, душевном комфорте, домашнем уюте, добрых друзьях, хороших эмоциях…
- Устраивает ли вас, Ксения, материальная сторона жизни?
- Я получаю зарплату в ЦСП: у меня ставка. Ещё кое-какие деньги получаю за выступления на турнирах, премии идут мне за удачные результаты на соревнованиях, есть призовые за победы или хорошие показатели…Мне хватает. Не обижаюсь на жизнь. Стремлюсь не унывать и не печалиться. Хотя всякое случается в молодой жизни…
- Традиционный финальный вопрос: что планируете на ближайшее время?
- Самое-самое ближайшее – сдать экзамены, подчистить хвосты… Немного отдохнуть. И вновь – тренировки, сборы, испытания физическими нагрузками. Это моя жизнь. В ней много трудностей, но и много прелестей. И вообще молодость – это пора наслаждения, мечтаний, надежд, достижений! И я к этому стремлюсь…
- Вы умница. Вы нам нравитесь. И мы хотим видеть вас на самых высоких ступенях пьедесталов!
Виктор ШУБИН
Фото автора
Ксения Коржова — о перезапуске карьеры после провального сезона
Ксения Коржова выиграла чемпионат России по многоборью в возрасте 20 лет и четырех месяцев, став второй в списке самых молодых чемпионок страны в этой дисциплине. Моложе — только первая чемпионка России Светлана Бажанова, выигравшая в 1992 году, когда ей было 20 лет и 19 дней.
Текущий сезон для Ксении, вчерашней юниорки, складывается крайне успешно — она обновила личные рекорды на всех дистанциях, кроме 1000 метров, в декабре выиграла 3000 и 5000 метров на чемпионате страны по отдельным дистанциям и, приехав в Челябинск оформила победу уже в многоборье, показав в его рамках, лучшие секунды на 1500, 3000 и 5000 метров.
При этом предыдущий сезон для спортсменки был не слишком удачным, и именно о том, что стало причиной такого прогресса она рассказала в интервью.
— Первый сезон по взрослым и сразу выиграла чемпионат страны. Год назад могла об этом подумать?
— Год назад точно не могла, потому что тот сезон складывался очень печально в плане результатов, у меня уже опускались руки. Да, в какой-то момент, уже летом, моя оценка поменялась на более оптимистичную, но я все равно не рассчитывала, что так сразу ворвусь в женскую элиту страны и сразу же выиграю и ЧР на отдельных, и по многоборью. Были планы попасть в призы на ЧР по отдельным, но в отношении многоборья стоял большой вопрос.
— Почему не сложился прошлый сезон?
— Он был очень тяжелым в части подготовки и здоровья. Все наложилось — психоэмоциональное состояние, физическая форма. Я не восстанавливалась, практически не ела, потому что имело место давление — нужно сбрасывать вес и так далее. Естественно, вес пытались убрать нездоровыми методами, это было голодание, что пагубно повлияло на подготовку, восстановление и, соответственно, на результаты. Очень много важных компонентов выпадало.
— Идея, что тебе нужно согнать вес, была озвучена тренерами или, может быть, ты пришла к этому сама, кого-то послушала, на кого-то посмотрела и решила, что нужно худеть? Откуда это пришло год назад?
— Со стороны тренерского штаба. Действительно лишний вес — это проблема, но они не искали причину, просто хотели его убрать. Я уже потом сама начала разбираться, искать корень проблемы, нашла, подняла старые анализы и, в принципе, вопрос отпал. Меня полностью устраивает то, как справляется мой организм, я сейчас комфортно себя чувствую. На цифры на весах не ориентируюсь, скорее отслеживаю общее состояние.
— Сказала, что год назад опускались руки. Были мысли закончить карьеру?
— Конечно. Я очень не хотела начинать летнюю подготовку, даже с опасением поехала на первый сбор. Но мне нравится работать в спорте, я понимала, что даже если в плохом состоянии бежала 3000 за 4.20-4.22 в провальном сезоне и была в топе страны по юниорам, то, приведя себя в порядок, могу рассчитывать на неплохие секунды. Произошло переосмысление подхода, я начала думать, для чего я что-то делаю, что из этого мне нравится, а что — нет. И процесс подготовки к сезону сложился очень удачно, плюс — я открыла для себя очень много нового и поняла, что помимо спорта есть еще много занятий, которые меня увлекают.
— В какой момент летом ты поняла, что добавляешь, что все складывается правильно?
— Наверное — к концу лета, когда мы начали первый ледовый сбор. Там я уже поняла, что текущий сезон сложится гораздо удачнее, плодотворнее, потому что ощущения на льду стали лучше, понимание технических моментов стало лучше, и их выполнение, соответственно, тоже лучше. Изменилось состояние на льду, то, как я себя чувствую на коньке, то, как я терплю, когда тяжело. В предыдущем сезоне мне было тяжело даже терпеть, а сейчас в кайф, наоборот, преодолевать усталость.
— Помимо того, что ты нормализовала обмен веществ, питание, что изменилось именно с тренировочной точки зрения? Что стало причиной роста результатов?
— Это комплексная работа. Нормальное питание обеспечило хорошее восстановление, организм получал все, что ему нужно. Все это было под контролем специалиста. Если говорить о тренировках, то я работаю с Сергеем Васильевым, он всегда открыт для разговоров, готов к изменениям, мне нравится его индивидуальный подход. Это очень помогает чувствовать себя и понимать, на какой скорости ты можешь работать, в какой момент ты хочешь и можешь добавить. Контакт с тренером очень помог. Но, вообще, мы же не готовились целенаправленно к многоборью. Поэтому то, что произошло в Челябинске — просто фантастика.
— Вас там у Васильева четыре девушки. Справляетесь?
— Группа замечательная, мы с девчонками работаем плюс-минус на одном уровне результатов на некоторых дистанциях, и поэтому меня все устраивает, мне все нравится. И мы все в хороших отношениях. Плюс, есть парни-юниоры, с ними мы тоже катаемся. Все прекрасно.
— Женский коллектив обычно все-таки достаточно сложный. Никого амбиции в ущерб другим не захлестывают?
— Нет. Мы все в хороших отношениях, все обсуждаем, поддерживаем друг друга. Роль еще играет то, что всего четыре девушки в команде и нам легче друг с другом быть на одной волне, быть ближе. Сложности может быть, возникают, но это все уходит в процессе, мы сразу же решаем вопрос и идем дальше.
— Начался сезон, и ты сразу начала показывать хорошие результаты. Это добавило нервов, чувства, что теперь от тебя ждут еще быстрее или, как минимум, не хуже на следующем старте?
— Чемпионат России по отдельным добавил этого, результаты там были для меня хорошими. Сейчас я стараюсь не обращать внимания на то, что смотрят и говорят со стороны, потому что ориентируюсь по своим ощущениям. Раньше это не всегда удавалось, я от себя требовала, может быть, даже больше, чем ждали общество или начальство. Возникало излишнее напряжение, стресс, мысль, что нужно обязательно показать результат, иначе случится что-то плохое. На самом деле ничего плохого не произойдет, и понимание этого сейчас облегчает задачу — даже если выступлю не так, как хочется — мир не рухнет. Это помогло подготовиться и показать хорошие секунды после ЧР по отдельным, на третьем этапе Кубка России.
— Год-два назад страх провала присутствовал?
— Конечно. Я боялась, что, если что-то сделаю не так, это будет просто крах. Конец света. Всем пока. Но прошлый сезон показал мне, что в мире есть и другие вещи, помимо спорта, а ошибки — это нормально, главное — найти их причину и исправить ее, если ты этого хочешь.
— Ты профессиональная спортсменка, тренируешься, как правило, два раза в день, большую часть года проводишь на сборах. Какие в твоей жизни есть вещи, помимо спорта?
— Хобби, как минимум, если не считать очевидного — учебы. В последнее время много читаю. Вяжу, мне нравится делать видео, для себя. Нравится готовить, я открыта для всего мира, то есть мне интересно и попробовать и другие виды спорта.
И еще поспособствовало то, что мы с Камилой Ханбалаевой поехали после сезона вместе в Шри-Ланку, новую для нас обеих страну, попробовали там серфинг, и я поняла, что мое тело может позволить себе любую активность, которая мне будет нравиться. Нужно просто найти что-то по душе и потом все сложится так, как должно сложиться. Главное, чтобы нравилось.
— Крючком, игрушки, затем, обычно, их дарю. Это очень хорошо, отвлекает и расслабляет. Если на фоне еще включить какой-нибудь фильм, то вообще сказка.
— Дальнейшие планы как у всех — «Приз Кирова» и финал Кубка России?
— Еще Кубок Содружества и Праздник Севера в Оленегорске.
— Марафон в Оленегорске побежишь?
— Он должен там пройти, 100 кругов. Я, пока что, еще думаю. Посмотрю, какое будет состояние после финала Кубка России, будут ли силы и желание. В принципе, пока планирую.
— Впереди олимпийский сезон. Глядя на те секунды, которые показывают девушки на международных стартах, что ты испытываешь?
— Смотрю и восхищаюсь, потому что это пока результаты на голову или даже на две выше моих. Но у меня, естественно возникает вопрос, как на такой уровень выйти. Уже сейчас начинаю думать и потихоньку будем что-то пробовать.
— Направление хотя бы понимаешь?
— Повышать функциональные показатели. Эмоциональное, психологическое состояние тоже будет сильно влиять, нужно убедить себя, что можешь так бежать. Потому что даже если тело готово, нужно еще решить вопрос с головой.