Занятия физкультурой и спортом во время беременности сами по себе не противопоказанны, на что разработано ряд руководств, но речь в этот раз пойдет не о физкультуре, а о беременности и спортивном результате.
В средствах массовой информации мелькнула новость о швейцарской триатлонистке Николь Шпириг, которой в качестве героической заслуги ставится факт победы в Лондоне, будучи беременной. Факт, несомненно, заслуживающий уважения и отдельного внимания.
Прежде всего, обыватель, пожалуй, ужаснется мысли тренировок будучи беременным. Говоря об обыкновенных людях, физкультура, не является противопоказанным занятием во время беременности и не несет в себе рисков, даже наоборот. Однако как же дело обстоит с профессиональным спортом?
С первых дней беременности начинаются гормональные изменения. Тот же тест на беременность базируется на измерениях хорионгонадотропного гормона (ХГЧ). У мужчин этот гормон применяется при лечении отсталости развития вторичных половых признаков. ХГЧ в случае мужчин, стимулирует в яичках клетки Лейдигена, которые собственно вырабатывают тестостерон. О влиянии тестостерона на спортивные результаты отдельно говорить не приходится. Кстати зачастую после длительных курсов анаболических стероидов любители бодибилдинга также прибегают к помощи ХГЧ для восстановления естественных функций половых желез.
У женщин с увеличением роста ХГЧ аналогично растет концентрация тестостерона (в значительно меньших количествах, нежели чем у мужчин) что приводит к приросту силовых показателей. От природы это видимо связано с тем, что силы нужны как для спасения потенциального потомства при возникновении опасности, так и непосредственно во время родов. {banner_st-d-2}
Также повышенной концентрацией гормонов объясняется у беременных рост болевого порога. Природой это запрограммированно как механизм перенесения родовых болей, в спорте при высоком болевом пороге потенциально растет способность переносить более тяжелые физические нагрузки. Было бы наивно отрицать потенциальную пользу этого воздействия в соревновательных условиях.
В каменную эру применения допинга воздействие беременности на концентрации тестостерона и других гормонов активно использовались для усложнения анализа допинг проб. Гормональные изменения, связанные с беременностью влияют непосредственно на соотношение тестостерона и эпитестостерона, которые используются в качестве скрининг-теста на применение тестостерона. Сейчас, при наличии развитых методик обнаружения экзогенного тестостерона, этот трюк не работает.
Второй момент, который пожалуй имеет наибольшее значение для циклических видов спорта, это увеличение объема плазмы крови и эритроцитарной массы. Оба показателя, прямым образом влияют на физическую работоспособность. Эритроцитарная (а соответственно гемоглобиновая) масса растет, по мере потребности плода в кислороде. Аналогично увеличивается объем плазмы крови. Благодаря последнему (по закону Старлинга) растет ударный и минутный объемы сердца, увеличивается интенсивность циркуляции крови. Все это напрямую влияет на показатели максимального потребления кислорода — МПК. Получается своего рода кровяной допинг.
Надо отдельным образом учитывать, что есть разница на каких стадиях беременности потенциальные бенефиты превышают риски. Естественно на первых этапах (первый триместр), рисков меньше, а преимуществ больше. Так собственно в случае героини этой заметки и произошло. {banner_st-d-1}
По мере прохождения беременности соединительная ткань связочного каркаса становится более податливой, что необходимо при родах. Однако при интенсивных физических нагрузках это может привести к проблемам опорно-двигательного аппарата. Хотя по слухам даже этим фактом ГДРовцы ухищрялись пользоваться в спортивной гимнастике, где эластичность и пластичность движений имеют свою роль.
Риск сопряженный непосредственно с интенсивными физическими нагрузками во время беременности, гипотетически связан с перераспределением кровотока в мышцы. Можно предположить, что таким образом плод во время нагрузки страдает от кислородного недостатка. С другой стороны исследования на женщинах, не вовлечённых в профессиональный спорт, достоверно указывают на то, что при гипоксии (недостатке кислорода) растёт кровоток пуповины и будущий ребёнок получает свою порцию кислорода. Природа не дура. На спортсменках естественно подобных опытов не ставилось.
Ещё один потенциальный риск, связанный с тяжёлыми тренировками, например с бегом, обусловлен ударной нагрузкой приходящейся на плод. Та же Пола Рэдклифф (описание физиологии Полы Рэдклифф её личным физиологом Эндрю Джонсом представлено в видео-архиве «Спорт и Наука») со второго триместра беременности крутила велосипед. В случае триатлона снизить подобные риски не представляется проблемой, плавание и велосипед дисциплины триатлона.
Таким образом можно смело утверждать, что выступление на первом триместре беременности (при должном наблюдении со стороны врача) даёт в спорте физиологические преимущества. Помимо этого продолжение регулярных тренировок во время беременности, судя по эмпирическим данным, способствуют росту результатов. Тому уйма примеров когда молодые мамы во время своего камбэка достигали личных и даже били мировые рекорды. Примерами тому Кара Гучер, Пола Рэдклиф, Кристина Шмигун и многие другие.
Не смотря на очевидные физиологические преимущества у беременных, не следует быть мнительным.