Объем ротации пояснично-грудного отдела позвоночника в целом и на сегментарном уровне был неизвестен в течение длительного времени. Фактически довольно трудно зафиксировать таз и оценить ротацию грудного отдела, так как свободная подвижность плечевого пояса может приводить к ошибочным вычислениям. Недавние работы Грегерсона и Лукаса (Gregersen и Lucas) показывают точные значения.
Под местной анестезией они имплантировали металлические пластинки в остистые отростки грудных и поясничных позвонков и измерили их угловое перемещение при помощи очень чувствительных электронных датчиков. Таким образом, они смогли измерить ротацию в грудино-поясничном отделе во время ходьбы (рис. 85) и общую амплитуду в положениях стоя и сидя.
Во время ходьбы (рис. 85, левая половина рисунка) видно, что диск (D7-D8) остается на месте, тогда как в соседних дисках происходит максимальная ротация (правая часть рисунка). Следовательно, именно на этом стержневом уровне происходит ротация в наибольшем объеме, а по мере повышения или понижения она постепенно снижается, становясь минимальной в поясничном (0,3°) и верхнегрудном отделах (0,6°). Это показано на кривой (D).
Таким образом, ротация поясничного отдела в два раза меньше, чем даже в наименее подвижных частях грудного отдела. Ранее мы рассматривали анатомические причины данного факта. При изучении общего объема ротации и максимальной вправо и влево эти авторы показали небольшое различие в значениях при измерениях в положении сидя (А) или стоя (D). В положении сидя эти значения ниже, так как таз легче зафиксировать в положении с согнутыми бедрами, что позволяет зафиксировать исходную фронтальную плоскость (F).
Для поясничного отдела объем подвижности вправо-влево всего 10°, что соответствует 5° в каждую сторону и составляет 1° на сегмент. Подвижность грудного отдела в целом значительно выше и достигает при вращении вправо-влево 85°-10°=75°, т.е. 37° в каждую сторону и около 3° на сегмент.
Таким образом, несмотря на наличие грудной клетки, ротация грудного отдела позвоночника в четыре раза больше, чем поясничного отдела.
При сравнении двух кривых становится ясно, что ротация в положении стоя и сидя одинаковая. Есть только качественные различия между двумя кривыми. Так, кривая, соответствующая положению стоя, имеет 4 точки сгиба, в частности, точку сгиба в нижней части поясничного отдела позвоночника, где ротация более значительна в положении стоя, и такая же в переходной зоне, т.е. в грудопоясничном сочленении.
На практике невозможно имплантировать электроды в остистые отростки пациентов для изучения ротации грудино-поясничного отдела и нужно использовать старые клинические методы. Пациент сидит с фиксированными относительно грудной клетки лопатками.
Затем его прося т повернуть туловище в одну и другую сторону, при этом измеряется угол F между плечевой линией и фронтальной плоскостью. Здесь он составляет 15-20°, но не показывает максимальное значение односторонней ротации, которая, по Грегерсону и Лукасу, достигает 45°. Практически стабилизировать лопатки можно, положив руки на горизонтальный стержень, идущий на уровне лопаток. Плечевая линия будет в этом случае соответствовать стержню.