Развитие теорий, связанных с движениями суставов позвоночника, было постепенным. Особенно полезными для использования ТЭМ являются теории кинематики позвоночника Гаррисона Фрайетта (1914, репринт в 1966).Предприняв мотивированный подход к анализу подвижности позвоночника, он обратился также к исследованиям двух своих современников, Ловетта (1912) и Холладэя (1957), которые сделали определенные выводы из вскрытия трупов в области позвоночника и его связок.
Ловетт производил венечный распил через позвоночник, отделяя тела позвонков и диски от нервных дуг у ножек, и заметил, что задняя часть, в которую входят сочленения суставных отростков, позволяла производить боковое сгибание только в том случае, если ему предшествовала ротация. Во многом это напоминало сгибание пластмассовой линейки, однако такую аналогию провел уже Фрайетт. Когда передняя часть сгибалась вбок, как гибкий столбик кирпичиков под нагрузкой, средняя часть при этом как бы «выкручивалась из-под груза».
Заключения Ловетта привели Фрайетта в некоторое замешательство (1966): «Несмотря на эти факты, заключения д-ра Ловетта во отношении ротации в разных областях выглядели следующим образом:
- Поясничный отдел: «Ротация, сопровождающая боковой наклон в поясничном отделе, всегда происходит с поворотом тела позвонка в сторону вогнутости латеральной кривой».
- Грудной отдел: «Ротация позвонка при боковом сгибании в грудном отделе всегда идет в направлении выпуклости латеральной кривой».
- Шейный отдел: «В шейном отделе боковое сгибание сопровождается ротацией тел позвонков в сторону вогнутости латеральной кривой, так же, как и в поясничном отделе».
Фрайетт предположил, что Ловетта волновали преимущественно структура и этиология искривлений и изгибов позвоночника в целом, но он при этом не имел ни малейшего представления о дисфункциях отдельных позвонков.
Фрайетт предложил такие понятия как «нейтральный» (небольшие поверхности суста-вов не задействованы) и «не нейтральный» (суставные поверхности контролируют движения позвонков). Эти понятия основывались на наблюдениях Халладея, который усовершенствовал метод работы со связками трупов, обрабатывая их фенолом и глицерином для сохранения эластичности тканей.
По мнению Фрайетта, правило Ловетта о сочетании бокового сгибания с ротацией применимо к любой части позвоночника, если только суставные поверхности находятся в состоянии «холостого хода», т.е. не задействованы («нейтральный» позвоночный сустав). Это явление легко наблюдать в поясничном и, в особенности, в грудном отделе позвоночника, несмотря на то, что анатомы в большинстве своем считают, что поясничной ротации мешает форма суставных поверхностей позвонков. Фрайетт назвал это «Первым Правилом Физиологической Подвижности Позвоночника» и охарактеризовал его как правило «нейтрального» или «свободной нормы».
Студенты изучают этот принцип в следующей формулировке: «Нейтральное боковое сгибание сочетается с ротацией в противоположную сторону». Кривые бокового сгибания пораженного сколиозом позвоночника показывают, где ротация и, соответственно, боковое сгибание изменяют свое направление на противоположное в областях верхушек и перекрестов. Верхушки и перекресты не совпадают и, фактически, не согласуются по фазе почти на 90 градусов.
При этом верхушки (позвонки, показывающие максимальную ротацию относи-тельно важнейших плоскостей тела) наблюдаются на полпути между точками чередования при боковых сгибаниях. Позвонки на верхушках или ниже их поворачиваются в направлении выпуклости кривой. Позвонки, образующие часть кривой над верхушкой, незначительно поворачиваются в сторону вогнутости. Таким образом, резких изменений увеличения ротации через перекрест не происходит.
Такие конфигурации, характеризуемые более точно как «рото-сколиозы» позвоночника, наблюдаются при естественных боковых сгибаниях туловища (в грудном и поясничном отделах) или как адаптация к врожденным или приобретенным структурным асимметриям позы, таким как неравномерность длины ног или недоразвитость таза.
Рото-сколиозы также наблюдаются как адаптация к асимметрии, вызванной соматическими дисфункциями таза или позвоночника. Хоть ротационный компонент отдельных сегментов позвоночника в пределах группы бокового сгибания невелик и вторичен по отношению к компоненту бокового сгибания, ротация суммируется.
В результате ротация становится наиболее наблюдаемым признаком группы на вершине вращения. В грудном отделе эффект ротации является наиболее явным по причине искривления грудной клетки. Видимость ротации в поясничном отделе позвоночника обусловлена тем, что ось поясничной ротации находится кзади от нервной дуги (Капанджи, 1979, Т. 3).
В результате происходит небольшой сдвиг остистых отростков в направлении вогнутости кривой бокового сгибания и наблюдается довольно большая дуга движения концов поперечных отростков. В направлении заднего поперечного отростка наблюдается также латеральный сдвиг межпозвоночного диска.
На основании результатов тестов, проведенных на вскрытых трупах, Фрайетт сделал заключение, что максимальное «сгибание» (уменьшения радиуса кривой) кривых позвоноч-ника А-Р приводило к сочетанной ротации – боковому сгибанию в одну сторону, причем – отдельного позвонка.
Правила Фрайетта: физиологическая подвижность позвоночника
Правило № 1. Нейтральное боковое сгибание создает ротацию в противоположном на-правлении, или, иначе говоря, осуществляющая боковое сгибание группа поворачивается в направлении выпуклости бокового сгибания с максимальной ротацией на верхушке.
Правило № 2. Не нейтральные (избыточное сгибание или разгибание позвонков) рота-ция и боковое сгибание направлены в одну и ту же сторону, при этом отдельные суставы позвонков работают также «по одному».
Правило № 3. Стимулирование движения позвоночного сустава в одной плоскости автоматически уменьшает подвижность в двух других плоскостях. Типы (1 и 2) соматических дисфункций позвоночника основаны на правилах 1 и 2.
К сожалению, демонстрация обоснованности первых двух «правил» весьма затруднительна. Время от времени возникают не вполне отчетливые рентгенологические «доказательства», но в целом эти концепции никогда не были официально принятыми. Вместе с тем, в качестве модели для анализа дисфункций позвонковых суставов никакой другой теории, обладавшей бы силой предсказания, равной формулировкам Фрайетта, попросту не существует.