Во время выполнения глубокого приседа тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны уходить в максимальную флексию, чтобы тело приняло сбалансированное положение. Однако многие люди не могут сделать это, что чаще всего связано с ограничением тыльного сгибания в голеностопном суставе.
Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить факторы, влияющие на качество выполнения глубокого приседа, и выяснить, есть ли смысл в измерении дорсифлексии стопы в этом положении.
В исследовании участвовал 71 здоровый мужчина. Испытуемых попросили присесть на корточки (пятки при этом должны были касаться пола), а затем разделили на 2 группы: те, кто смог, и те, кто не смог выполнить глубокий присед. Затем оценивались антропометрические характеристики испытуемых, а также тестировались общая гибкость и амплитуда движений в суставах нижних конечностей.
Для выявления факторов, влияющих на глубину приседания, и дискриминантного анализа была проведена пошаговая процедура. Значения чувствительности и специфичности оценивались с помощью анализа кривой рабочих характеристик приемника.
55 человек были отнесены к группе тех, кто смог, а остальные - к группе тех, кто не смог присесть на корточки, касаясь пятками пола. Анализ показал, что масса тела и амплитуда тыльного сгибания стопы достоверно связаны со способностью выполнять глубокий присед. В частности, мобильность голеностопного сустава была сильно связана со способностью принимать эту позу.
Таким образом, ограничение дорсифлексии стопы напрямую связано с невозможностью выполнять глубокий присед. Это положение можно использовать в качестве простого и объективного теста, позволяющего оценить мобильность голеностопного сустава.