Зимние Игры-2018 в Пхёнчхане закрыты, Олимпийский комитет России поманили морковкой, но так и не вернули признание МОК, но прямо сейчас это уже не главная беда. Всего через месяц наш спорт – разумеется, неожиданно – столкнётся с новой проблемой. С 1 апреля Россия лишится права принимать международные турниры по всем олимпийским видам спорта (и не только олимпийским). Скажем, в предстоящем сезоне в биатлоне даже бойкотировать ничего не придётся — ни одного турнира под эгидой IBU в России провести будет нельзя по определению. Кто-нибудь про это слышал? Знает? Реагирует? Разумеется, нет.
Не соответствующая страна
Как это всегда происходит с официальными документами, о проблеме можно было узнать задолго – в нашем случае два месяца назад, 21 декабря прошлого года. Но раскопал её только один человек – уже известный читателям «Чемпионата» Дмитрий Ревинский, человек, постоянно работающий с документами и знающий то, что почему-то не знают даже российские спортивные чиновники. Притом что документы эти лежат в самом что ни на есть открытом доступе.
Итак, что же произошло в декабре? Всё довольно банально – на официальном сайте ВАДА был опубликован документ, утверждённый в ноябре 2017 года. Как раз тогда, когда РУСАДА не было восстановлено в правах.
Это новый, ранее не существовавший Международный стандарт соответствия кодексу ВАДА для подписавших сторон (International Standard for Code Compliance by Signatories – ISCCS), причём для его интеграции в правовую систему документов ВАДА пришлось серьёзно редактировать даже свой кодекс (впервые после 1 января 2015 года, когда вступила в действие его актуальная версия).
Почему это важно? Потому что несоответствие кодексу ВАДА той организации, которая его подписала, приводит к серьёзному комплексу проблем для всей страны – с точки зрения участия в международных спортивных соревнованиях. Со стороны России, как известно, подпись под кодексом ставило РУСАДА – которое, как не менее известно, с ноября 2015 года как раз и является «non compliant». Не соответствующим.{banner_st-d-2}
Уловки больше нет
Разбирать этот самый ISCCS (написанный, очевидно, по следам и результатам работы ВАДА по делу о восстановлении РУСАДА в правах) и то, как именно он будет действовать, мы сейчас не станем, хотя там тоже много «вкусного». Обратимся к тем самым изменённым статьям кодекса ВАДА. В статье 20 «Дополнительные роли и ответственность сторон» в пункте 20.3 «Роли и ответственность международных федераций» внесена правка.
Было
20.3.11. Делать всё возможное, чтобы заявки на проведение чемпионатов мира принимались только от тех стран, правительства которых ратифицировали, приняли, одобрили Конвенцию ЮНЕСКО или присоединились к ней, а Национальные олимпийские комитеты, Национальные паралимпийские комитеты и Национальные антидопинговые организации были признаны соответствующими кодексу.
Стало
20.3.11. Принимать заявки на проведение чемпионатов мира и других международных спортивных мероприятий только от тех стран, правительства которых ратифицировали, приняли, одобрили Конвенцию ЮНЕСКО или присоединились к ней, а Национальные олимпийские комитеты и Национальные антидопинговые организации были признаны соответствующими кодексу.
Аналогичная правка внесена в пункт 20.6.6 кодекса, который относится к «организаторам крупных спортивных мероприятий» (речь о мультиспортивных соревнованиях типа Универсиады).{banner_st-d-1}
Таким образом, применительно к России (где нет никаких признаков, что ВАДА вернёт РУСАДА должный статус) с 1 апреля все международные федерации теряют единственную существовавшую легальную уловку, позволявшую отдавать нам международные турниры.
Под раздачу попадают…
Итак, повторим для верности: с 1 апреля 2018 года и до тех пор, пока РУСАДА не будет восстановлено в правах, никакие новые заявки России на проведение международных соревнований, поданные в международные федерации, подписавшие кодекс ВАДА, даже не будут рассматриваться. Сразу в шрёдер, как говорится.
Иными словами, с теми турнирами, контракты на которые УЖЕ подписаны, ничего не будет. А вот после окончания срока их действия у России не будет никаких чемпионатов мира и Европы, никаких этапов авто- и мотогонок, включая Формулу-1, никаких этапов Кубков мира по любому виду спорта, шахматных Олимпиад, Универсиад и Всемирных военных игр. При этом соревнования, которые проводятся организациями, не подписывавшими кодекс ВАДА (например УЕФА, баскетбольная Евролига или любая из франшиз ММА), под запрет не попадут. Так что футбольные еврокубки и матчи недавно созданной Лиги наций не под угрозой.
Отдельная проблема, что под раздачу попадают чисто российские (по факту) соревнования, которые каждый новый сезон получают от международных федераций «статус соответствия» высоким стандартам проведения мероприятий. Теперь они его не получат уже через месяц.
Речь, например, обо всех лыжных видах спорта, где Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) присваивает статус «FIS-гонки» (их порядка 30 за сезон — в лыжных гонках, горных лыжах, фристайле и сноуборде), о теннисных фьючерсах, о фехтовальных турнирах, о турнирах по спортивной и художественной гимнастике и т.п. Российские беговые марафоны могут проститься с мыслью получить хотя бы бронзовый статус у IAAF. В предстоящем сезоне в биатлоне даже бойкотировать ничего не придётся — ни одного турнира под эгидой IBU в России провести будет нельзя по определению.
Надо милость ВАДА
Уже сейчас есть конкретные пострадавшие. Екатеринбург долго вёл борьбу за право принять в 2020 году чемпионат мира по настольному теннису — впервые в новейшей российской истории наш город мог взять турнир такого уровня. Но голосование Международной федерации настольного тенниса (ITTF) состоится лишь 1 мая, что означает, что у Екатеринбурга нет даже теоретических шансов. ITTF при всём желании не сможет отдать чемпионат мира российскому городу.
И вся эта красота до тех пор, пока ВАДА не смилостивится и не соизволит разбанить РУСАДА. А когда это будет? Никто не знает. Два с половиной года уже прошло.
P.S. А вот для Московской антидопинговой лаборатории в ноябре наоборот послабление от ВАДА вышло. Параллельно с утверждением ISCCS ВАДА аннулировала три вводных абзаца статьи 4.4 действующего Международного стандарта для лабораторий (ISL), где прописана обязанность ВАДА отзывать аккредитацию у лаборатории, если её НАДО не соответствует кодексу. То есть теперь восстановление аккредитации Московской лаборатории не зависит от статуса РУСАДА. Но это утешение так себе.