Спортивный Мурманск

Новости спорта

SPORT-51 » Новости » Новости Мурманска » Какая жизнь - вот мне б такую

Какая жизнь - вот мне б такую

+ фото 2 2 554 14-04-2020 12:33

Какая жизнь - вот мне б такуюВпервые услышал о летчике, Герое Советского Союза, Алексее Позднякове от нашей учительницы Серафимы Павловны Поздникиной накануне 10-й годовщины Победы над Германией во 2-м классе. Она так интересно рассказала о его подвиге – таране в небе Заполярья, что я запомнил тот урок и день на всю жизнь. Оказалось, что Серафима Павловна жила рядом с домом, в котором жила семья будущего Героя. Это было в селе Тулиновка, Тамбовского района, Тамбовской области.

- Алешу помню хорошо: живой, смышленый, толковый малыш, который не отставал от нас, более старших ребятишек, ни в чем: и в прятки играл хорошо, и в лапту, и плавал в речке нашей Мошляйке здорово, и стихи у лавочки читал выразительно, хотя в школу еще не ходил, и храбрее всех был в «сражениях с беляками», а в «чапаевцах» всегда старался быть впереди… А потом, уже после Великой Отечественной войны, узнала, что Алексей Поздняков протаранил фашистский самолет и погиб. За этот подвиг Родина наградила его звездой Героя Советского Союза. А узнала поздновато потому, что уехала из Тулиновки в Тамбов и не имела связи с односельчанами несколько лет. Но теперь точно знаю, что в Тулиновке, где родился Алексей Поздняков, есть улица его имени, в центре села открыт мемориал Герою и павшим бойцам-тулиновцам в годы той страшной войны, а жители села вывесили памятную доску в честь подвига Алексея Позднякова на доме, в котором он родился. Помните, ребята, об этом: это наш земляк, пожертвовавший своей жизнью ради Родины, ради нас с вами. А ведь ему сейчас было бы только 39 лет…

Я много раз бывал в Тулиновке, возлагал цветы к мемориалу Героя, был у дома Алексея Павловича Позднякова. Мне рассказали селяне, что семья Поздняковых переехала в Знаменский район из Тулиновки в середине 20-х годов прошлого века. И больше сюда не приезжала… Но однажды, когда я приехал в Тулиновку в 1999 году, ко мне подошла учительница Тулиновской средней школы Людмила Михайловна Мусатова, которая основала местный краеведческий музей, и спросила: «Хотите, я познакомлю вас с женой Алексея Позднякова? Я читала ваш очерк в газете «Тамбовская жизнь» о подвиге нашего земляка. И Анна Федоровна тоже читала очерк. Думаю, ей будет интересно с вами побеседовать…»

А как мне было важно познакомиться с супругой Алексея Павловича, которую он беззаветно любил и с которой ему так скоро пришлось расстаться, ибо уже в начале 1941 года, едва перебравшись в Заполярье из Хабаровска, отправил семью на свою малую родину, к родителям…

… Анна Федоровна плохо ходила. В свои 83 года она выглядела моложе: глаза, с годами выцветшие, смотрели на меня изучающе, в них, показалось, мелькнула хитринка. Дочь Лариса и её муж Юрий усадили меня за стол, на котором уместились разнообразные угощения. «Из нашего огорода, - обронил Юрий Лаврентьевич. – Угощайтесь…»

- Мы познакомились с Алёшей в 1939 году, когда его эскадрилью перебросили к нам, в Хабаровск, - Анна Федоровна прослезилась… - Он был таким красивым, ярким, выправка была обворожительная. Не влюбиться в него было невозможно. Как мне мои подруги завидовали! Он меня на руках носил. Свадьбу справили скромно, да и праздновать-то было не к месту: ему предстояла война с японцами, которые усердствовали у озера Хасан. А у Лёши характер боевой, неуступчивый, решительный. Я очень за него переживала: мог разгорячиться в бою, совершить что-нибудь неординарное. Очень страдала за него… И Лару уже ждала, доченьку. Вот какая она теперь - высокая, красивая, а тогда родилась малюсенькой, крикливой, сморщенной... Алёша до слез радовался ей: целовал всё время, носил на руках, не хотел отдавать мне… В Мурманск, на Север, перевели его летную часть в 1940-м. Финны напали на нас, нужны были летчики там. У Алёши уже опыт накопился с японцами, и он сразу стал вылетать на бомбежки суомских позиций с мурмашинского аэродрома, на разведку часто летал, но в воздушных боях не участвовал… И это меня успокаивало, хотя его самолет обстреливали из пушек, пулеметов, автоматов, винтовок. Помню, как латали его самолет, изрешеченный пулями… Не успели вздохнуть после заключения мира с Финляндией, как начались провокации фашистов на нашей границе. По всему было видно, что недалече война... Алексей провожал нас до вокзала в Мурманске. Прощался сердечно, Ларочку прижал к груди и не отпускал до самого отправления поезда. Уезжали мы с дочкой на Тамбовщину, где жили родители мужа…

Анна Федоровна опустила голову и закрыла глаза рукой. Показалось, что устала, но она тихо проговорила: «Не успел Алеша налюбиться. Он такие письма писал о любви, что я не могла начитаться. Он стихи присылал: и свои – такие замечательные, и Лермонтова, которого любил, и Тютчева, и Фета… Зачитывалась его письмами. Разве я могла поверить, что его не стало в 42-м? Не могла. И ждала, ждала. И сейчас не хочу верить, что он убит. Он со мной всегда…

Воздушные бои в Заполярье

До начала 1942 года лейтенант (старший лейтенант) Алексей Поздняков летал на И-16, МиГ-3, а в том смертельном бою 8 апреля 42-го года капитан Поздняков сидел за штурвалом американского «Киттихаука». В его послужном списке было 138 боевых вылетов, сбито 2 вражеских самолета лично и 12 – в групповых боях. На кителе летчика закрепился орден Красного Знамени, врученный ему в 1941 году. В том же году командование авиаполка оформило представление Позднякову на звание Героя Советского Союза. Однако документы в Москве не были утверждены…

…8 апреля 1942 года с постов наблюдения за небом пришло сообщение: 15 юнкерсов (Ю-87) направляются к Мурманску в сопровождении 5 мессершмиттов. Алексей Поздняков, командир эскадрильи «Комсомолец Заполярья» 20-го гвардейского истребительного полка ВВС 14-й армии Карельского фронта, командует: «По самолетам! В бой!» 6 истребителей (А.С.Хлобыстов, М.Е.Бычков, В.Р.Семеньков, И.И.Юшинов, И.Д.Фатеев) взмыли в небо и полетели на перехват юнкерсов. Фашистов встретили недалеко от озера Куккесяур, что рядом с поселком Рестикент. Поздняков сразу сбивает передний мессершмитт. Второго таранит крылом Алексей Хлобыстов. «Прихрамывая», его самолет остается в строю. Ведомый Позднякова Иван Фатеев сигнализирует: «Слева 8 мессеров, командир!» Они выскочили из-за облаков неожиданно. Раздумывать было поздно. Алексей Поздняков принимает мгновенное решение – идти в лобовую атаку. Он направляет свой самолет на мессер командира восьмерки. Тот до последнего мига не отворачивал, но не выдержал «лобовухи» и взвился вверх. Но было поздно: Поздняков врезался в немца, и оба самолета загорелись. Спастись летчикам не удалось – слишком мощным был таран. Почти одновременно с Поздняковым пошел на 2-й таран Алексей Хлобыстов: ударил крылом по хвосту ближайшего мессера. Фашистский самолет рухнул вниз, а Хлобыстов вновь устремился в бой, едва управляя раненой машиной…

- Я слышал, как мне кричал командир, когда я первый раз пошел на таран: «Бей их и в хвост, и в гриву, Алеша!» - Вспоминал дважды Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов. – Сам командир не был сторонником таранов. Но в самый ответственный момент первым пошел на фашиста в лоб… Великий летчик. Его пример стоит перед глазами каждый раз, когда нажимаю на гашетку пулемета. С такими летчиками, каким был командир, нас не победить. Никому!

Знаменитый поэт, прозаик, военный журналист Константин Симонов в те апрельские дни 42-го был в Мурманске, посещал места боев. Позже, в очерке «Русское сердце», Симонов писал: «…Капитана Позднякова хоронили утром. На вездеходе. Товарищи провожали в последнюю дорогу любимого командира...Шел и его зам Алёша Хлобыстов, шел так же, как и летал – без шлема, угрюмо опустив кудрявую голову: «Буду мстить…» - Шептал сухими губами, тихо… Дан троекратный салют из винтовок. Генерал бросил первую горсть земли в могилу: «Прощай, Алексей…»

В числе тех, кто провожал в последний путь своего командира, был и лейтенант Виталий Семеньков. В ту нашу встречу в 1999 году с Анной Федоровной Позняковой мы вспоминали о нем:

- Перезваниваемся с Виталием. Он жив. Полковник в отставке, живет в подмосковном Пушкино. Побаливает, - вздохнула вдова, - не сможет приехать к нам на 55-летие Победы.

Анна Федоровна написала мне номер телефона Виталия Романовича. Мы несколько раз перезванивались. Однажды он процитровал Маяковского, вспоминая подвиг своих товарищей и тот день, 8 апреля, 1942 года, когда погиб его любимый командир:

- В наших жилах – кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай,

- Чтобы умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и другие долгие дела…

И рассказал мне, что именем Алексея Позднякова назвали рефрижератор Латвийского рыбного флота, а самого Героя утвердили членом экипажа. Что несколько улиц разных населенных пунктов получили имя Алексея Позднякова, несколько школ и лицеев носят его фамилию… И горестно вздохнул: «Это хорошо, когда твоим именем называют улицы, пароходы, пишут о тебе книги, статьи, ставят бюсты, прикрепляют к стенам памятные доски… Но жизнь, скажу прямо, всё-таки дороже. И уверен, спроси у Алексея, что бы он выбрал: жизнь или славу, командир выбрал бы жизнь. Он был такой жизнерадостный, так много говорил о любви к Анне, дочке, так мечтал уцелеть в той ненавистной войне, что вряд ли бы променял славу на жизнь… Но Алеша, - полковник всхлипнул, - никогда не прятался от пуль, никогда не пятился назад, был примером для нас, любил Родину и защищал её изо всех сил...

Где черпал силы молодой летчик, которому в день гибели было всего 25 лет? Спросил однажды об этом у отца Героя Павла Ивановича Позднякова.

- Алёша рос в то время, когда страна, люди её совершали ежедневные подвиги: в Гражданскую войну, в годы героических пятилеток, выстраивая великую социалистическую Державу. Он тоже старался хорошо учиться, но более всего готовил себя к взрослой жизни в спорте. Каждое утро бегал кроссы, поднимал гири, упражнялся на гимнастических снарядах, плавал до первых морозов в реке, обтирался снегом, покорял километры на лыжах, гонял мяч на коньках. Он с первых лет школьной юности мечтал о военной профессии. Но уже с 7 класса решил стать летчиком – примером были полеты Нестерова, Чкалова, Байдукова, Белякова, Водопьянова, Гризодубовой, Расковой, Громова, а потому занимался спортом, набирался в нем здоровья и выносливости, сил и стойкости. И патриотизма. Потому что через спорт видел путь к военной профессии, служению Родине и народу. Вот так и закалял свой дух и волю, укреплял веру и стремился выполнить свой долг перед Родиной…

78 лет минуло с того воздушного боя, в котором было совершено 3 тарана. Никогда более такого не было за все годы Великой Отечественной. В том сражении погиб мой земляк – Алексей Павлович Поздняков. Ученики и учителя Тулиновской средней школы написали мне недавно письмо: «Возложите от нас 9 мая цветы к постаменту Алексея Павловича в Мурмашах. А мы здесь, в Тулиновке, торжественно отметим 75-летие великой Победы над фашизмом и 78-летие подвига нашего замечательного земляка, Героя Советского Союза…»

Виктор ШУБИН
Фото Игоря АВТУХОВА, жителя Тулиновки
и из открытых интернет-источников

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  



Hаписал: Игорь Автухов , Комментариев: 0, Новостей: 0. ЦитироватьОтветить 12-05-2020 20:22
:
Душевно и тепло написано о нашем земляке. Вечная память герою Позднякову жива в сердцах наших. Ну а Шубину В.А. спасибо за красивый урок нашей истории, за отображение обычных русских людей такими как есть - героями и патриотами Родины.
Hаписал: Гость Виктор Шубин , Комментариев: 0, Новостей: 0. ЦитироватьОтветить 13-05-2020 10:39
:
Здравствуйте, Игорь)))
Приятно читать такие строки... Чувствуется, что события ВОВ прошли через ваше сердце...
Желаю вам так же относиться к героям Великой Отечественной и всегда помнитьоб их подвигах)))