«Идея проводить в Мурманске большие спортивные праздники с приглашением гостей из других городов страны родилась ровно за год до открытия первой Полярной Олимпиады, - писали в книге «Праздник Севера», выпущенной Мурманским книжным издательством в 1974 году, известные мурманские журналисты М. Дубницкий и А. Храповицкий. – По удивительному совпадению, было это тоже 30 марта. …В здании окружного исполкома стоял непривычный шум. В одной из комнат на первом этаже священнодействовали судьи, подводившие итоги сезона и только что закончившихся межсоюзных соревнований. А в вестибюле толпились участники и зрители. Обсуждали перипетии гонок, обменивались новостями, подшучивали, как водится, друг над другом. Здесь были все главные действующие лица сезона – Георгий Абрамов, Алексей Лопинцев, Петр Косоуров, Николай Сахаров, другие ребята. Вмешались в разговор сестры Акиловы, Ольга Китова. Вспомнили о недавних ленинградских стартах. Хорошо там выступали, вчистую обыграли и москвичей, и ленинградцев, и дальневосточников на профсоюзных соревнованиях.
- Вот бы нам больших мастеров пригласить из Москвы и Ленинграда.
Пауза. А потом разговор, взволнованный и горячий, захлестнул всех и каждого. Мысль моментально стала обрастать деталями. Кого пригласить? Когда? Какие назначить дистанции? Какой зачет: личный или командный?»
Так все начиналось. А ровно год спустя на поляне за Домом культуры рыбаков при множестве зрителей и обилии ярких флагов прошел парад Северного физкультурного праздника. В нем приняли участие 86 лыжников, среди которых были студенты московского института физкультуры, спортсмены ленинградского коллектива промкооперации, считавшегося одним из сильнейших в городе на Неве и даже сам Владимир Мастюгин – чемпион Ленинграда. О значении, которое уже тогда придавалось празднику, свидетельствует то, что для его обслуживания была выделена специальная группа «Союзкино», снимавшая соревнования для кинохроники.
Страсти на лыжне кипели нешуточные. Так ленинградец Николай Магаюмов, в силу, что называется, разницы в классе признанный заведомо сильнейшим и потому выступавший вне конкурса, едва не остался на дистанции 10 километров без первого места. За 30 метров до финиша он неудачно поставил палку, попав в собственную лыжу, и на полном ходу упал. Из-за этого его едва не настиг другой ленинградец – Лазарев. Магаюмову пришлось, вынув ногу из крепления, демонстрировать чудеса ловкости, заканчивая дистанцию на одной лыже. В командных состязаниях лыжники, представлявшие Полярный район неожиданно сумели обыграть сборную профсоюзов Ленинграда.
Захватывающей, полной настоящего драматизма получилась гонка на 20 километров. Сенсацией стало выступление в ней мурманского судоремонтника Алексея Лопинцева. «Полярная правда» описывала его так: «Вот бежит москвич Кохановский… Поодаль от Кохановского – Лопинцев. Он идет вторым, но какая разница в ходе. Он берет силой. Сначала на руках, а потом простым русским ходом, таким неэкономным и тяжелым на этой дистанции…
Сошел Кохановский. Он ошибся в составе мази. Мазь, прекрасно помогающая взбираться на гору, затормозила движение по лыжне. Ошибка, повлекшая за собой проигрыш. Впереди на дистанции остался Лопинцев. За ним Мастюгин, с каждой минутой сокращающий просвет… В середине дистанции Мастюгин рывком обходит и становится впереди… На втором круге разыгралась серьезная борьба. Лопинцев сумел перенять кое-что из техники хода у ленинградца и уже на крутом подъеме от школы ФЗС (фабрично-заводской семилетки – И.Г.) близко подошел к Мастюгину… Они мчались по озеру, взбирались в гору, скатывались с нее и около больницы Лопинцев решил перейти в наступление…
Теперь Лопинцев уходил. Просвет становился все больше. Казалось бы, что победа несомненная. Но на спуске Лопинцев не смог удержаться. Он сошел вправо с лыжни и когда вылезал на лыжню, Мастюгин обошел его и оказался метров на 50 впереди. Это было за три километра до финиша. Но Лопинцев был упрям… На последнем подъеме Лопинцев догнал Мастюгина и быстрым энергичным рывком выбросился вперед.
Когда с горы на финиш спускался знакомый всем рабочий судоремонтного завода, возбуждение зрителей разрядилось громкими аплодисментами, приветствиями. Один час 50 мин. 27 сек. время Лопинцева. Мастюгин проиграл дистанцию на 28 секунд».
Замечательно выступили и другие мурманчане: Георгий Абрамов, Петр Косоуров, Семен Гусев, Александр Синцов, Анна Бодина, Ольга Китова, Матрена Гусева. В итоге, опыт проведения физкультурного праздника был признан удачным, и его решили повторить на следующий год. «Заносите же физкультурники всего Советского Союза, - рекомендовала тогда «Полярка», - в календари и памятные книжки против числа 30-31 марта – Мурманск, Северный физкультурный праздник. Ежегодный, традиционный праздник подведения итогов, праздник проводов зимы, праздник встречи весны, праздник силы, бодрости и здоровья».
Литиратура: Дубницкий М., Храповицкий А. Праздник Севера. – Мурманск, 1974; Синцов А. Н. Полярные Олимпиады. – Мурманск, 1961; Шелков М. В. Заполярный олимп. – Мурманск, 2010.