Фасция вступает во взаимодействие со средой еще до вмешательства нервной системы, принимая «автономные решения», и в этом смысле о ней можно говорить как о «периферическом мозге».
Именно на уровне фасции происходит постоянный диалог между внутриклеточным и внеклеточным пространством, и это общение сред является основой саморегуляции и самоорганизации, здесь обеспечивается функциональное равновесие организма.
Добавим, что «клеточная память», наследуемая с эмбрионального периода развития, сохраняет клеточную подвижность. Эта «клеточная память» помогает фасции реагировать на все повреждения, которые она испытывает, и вносит по возможности коррекцию до тех пор, пока не происходит некоторая суммация сил, не позволяющая больше фасции лишь одной выполнять роль защиты от стресса, и, не дожидаясь пока начнется патологический, а иногда и дегенеративный процесс.
С точки зрения пространственного строения и механики, для того чтобы справляться с нагрузками, фасции организуются в «фасциальные цепи», и если нагрузка превосходит некоторый критический уровень, фасция изменяет свои вязко-эластические свойства и, таким образом совокупность волокон уложенных в пластине фасции и «фасциальная цепь» образуют то, что называют «цепь повреждения». Любая травма сохраняется в памяти фасции и приводит к изменению механических свойств.
Фасции происходят из соединительной ткани, а точнее из одного и того же эмбрионального листка- мезодермы, из которой происходят все ткани организма кроме кожи и слизистых.
Таким образом, хрящи и кости не что иное как уплотненные фасции. Фасции связаны в единую тканевую систему, непрерывную от головы до пят и снаружи внутрь. Не имея перерыва, фасции осуществляют связь внутри и между костями. Проникая во все структуры тела, фасции не только обертывают каждую структуру, мышцу, орган, нерв, сосуд, но и, проникая внутрь их, формируют матрицу и опору. Таким образом, фасция это некий футляр. Функционально, ввиду своего особого анатомического строения, фасции исключительно адаптабельны как по форме, так и структурно. Уплотняясь максимально на уровне сухожилий и связок, они очень устойчивы и прочны при сохранении позы и являются более рыхлыми на уровне желез.
В основе техник миофасциального релиза лежит представление о единстве и цельности фасциальной системы. Фасция проходит из региона в регион и целиком охватывает анатомические элементы организма. И хотя различные порции фасции имеют свои названия, тем не менее она непрерывна. Таким образом, фасция как единое целое может рассматриваться как единый мембранно-ячеистый орган.