В Норвегии до пандемии мне доводилось довольно часто бывать в разных местах. Но вот куда хочется приезжать ещё и ещё, так это в Вардё на Поморский фестиваль. Те, кто заглядывал в этот небольшой островной городок хоть раз, знают: гостям из России здесь рады всегда. И даже непростая внешнеполитическая ситуация не смогла помешать организаторам устроить нынешним летом интернациональный праздник. В этом убедились члены норвежского клуба в Архангельске, которые изучают язык и культурные традиции страны фьордов.
Нам очень повезло. Раньше в Вардё ездили автобусами. Теперь же из Киркенеса нас туда доставил огромный пассажирский паром «Конг Харальд». На фешенебельном лайнере для туриста есть всё, что душе угодно. Даже купальни на верхней палубе с подогретой водой, в которых можно плескаться в любую погоду. Чем, собственно, и воспользовалась наша делегация.
Корнями в прошлое
Власти Вардё, да и сами жители, очень трепетно относятся к историческому облику своего города. Так, например, расположенные на морском берегу старые сараи бывших рыбных фабрик здесь сносить не спешат. В одном из них, построенном ещё в 1840-м в самом центре города, расположился Поморский музей. Его экспозиция посвящена контактам между россиянами и норвежцами на рубеже XIX и XX веков.
- Издревле жители, населявшее побережье двух стран, ловили рыбу в Баренцевом море, - поясняет руководитель Поморской академии Реми Странд. - На своих шхунах они следовали за косяками рыб, а потому в ходе промысла беспрепятственно приставали к берегам то одного государства, то другого. Русские поморы были частыми гостями в стране фьордов, поскольку здесь нерестится крупная треска. Ни таможенного, ни пограничного контроля в этих краях в то время не существовало.
Такая анархия на варяжской земле продолжалась до 1743-го. В тот год здешний наместник посетил Вардё и увидел шняки и кочи архангелогородцев. После своего визита он написал послание датскому королю о том, что те свободно ловят рыбу рядом с Вардё и увозят её в Россию. Последствия не заставили себя ждать. Вскоре было принято решение обложить иностранцев пошлиной. Россияне противиться не стали, дань была вполне посильной, а уловы приносили хорошую прибыль. Так в 1775 году деньги взымались с 244 русских промысловых судов. А ещё 8 десятков шхун использовались для перевозки рыбы из Норвегии в Россию. Экипажи шняк и кочей составляли по 4-5 человек. Таким образом, в год более тысячи наших соотечественников посещали Норвегию во время промысла. Некоторые даже устраивали зимовья. Например, на острове Сёрёйа было обнаружено 15 срубленных изб, в которых зимовали русские поморы.
Ко всему прочему, архангелогородские купцы привозили в Вардё различные товары, так как Берген и Тронхейм не справлялись со снабжением северной окраины страны. Торговля развивалась и в 1789 в Вардё появилась таможня. Ну а рыбаки, уплатив пошлину, свободно занимались ловом вдоль побережья, где хотели.
В 1830-м году власти все же решили действовать в интересах своих промысловиков и ужесточили правила игры. Русским разрешено было добывать рыбу в шести местах: возле Киберга, Хамнингберга, Ботсфьорда, Берлевога, Гамвика и Стейнсвика. Вардё в этом списке не оказалось. Большинство архангелогородцев обосновались в соседнем Киберге, который в народе стали называть Малой Москвой. Во время работы в море рыбаки нередко получали травмы, поэтому там у них даже была своя больница. Её деятельность финансировалась из архангельской казны. Как мы видим, царское правительство заботилось о наших гражданах даже за рубежом.
- В 1891 году в Киберге зарегистрировано 106 русских судов, экипажи которых составили 424 человека, - продолжает Странд. - Для сравнения: сегодня в этом поселении насчитывается около 250 жителей.
В 1905 году Норвегия обрела независимость от Швеции. Появились очередные изменения в рыболовном законодательстве. Так в 1913-м власти страны окончательно запретили русским промысел, но торговля по-прежнему была разрешена. Однако через год грянула Первая мировая война, которая сильно ударила по коммерции. А потом в России в 1917-м разразилась революция. Контакты между русскими и норвежскими поморами были уже не столь интенсивными, но всё-таки продолжались. В музее при кадетской школе Архангельска хранится паспорт местного жителя со штампом норвежской таможни от 9 декабря 1930 года.
Жди меня и я вернусь …
В старом рыбацком сарае на другом конце города развернулся вернисаж. На выставке представили свои картины как художники, живущие в Норвегии, так и наши соотечественники. Тематика живописных произведений - море и рыбный промысел, всё то, что обеспечивает людям жизнь на севере двух стран. Впечатлений добавляет запах от развешенных повсюду вяленых тресковых голов. Северодвинец Игорь Филиппов привез в Вардё несколько своих работ. На одной из них среди бескрайних русских снегов изображены пустые вешала, на которых поморы сушат сети и вялят рыбу. На другом полотне гроздьями свисает сушеная треска. Рядышком на жердине пристроилась любопытная ворона и присматривается к лакомству.
- В Поморском фестивале участвую второй раз, - делится автор. – Идея организовать такую выставку принадлежит писателю Туру Робертсену. Не поддержать его инициативу было невозможно, ведь мы живем на побережье северных морей, и они не только вдохновляют, но и кормят и нас, и норвежцев.
Там же в рыбацком сарае состоялся показ короткометражного фильма «Утешение дай нам, ожидающим». Это режиссёрский дебют актрисы архангельского театра кукол Елены Антушевой. В центре трогательного сюжета он и она - помор и его молодая жонка. Но саму пару на экране зритель так ни разу и не увидит. В кадре лишь их руки ласковые и любящие. Чаще, конечно, женские. Оно и понятно, благоверный надолго уходит в море, где его ждёт тяжёлый и опасный промысел. В тревоге за него пальцы женщины под молитву поморской песни наматывают на веретено пряжу, занимаются прочими домашними делами. Вот уже и слух прошёл, что погибли все с кем ушёл милый в поход. Да и сосед уже начал знаки внимания оказывать, подарки носить. Но не угасает надежда в горячем сердце. Несмотря на темень холодной зимней ночи, она теплица, словно огонёк зажжённой лучины. Финал у истории счастливый. Героиня не изменила дорогому и спустя много месяцев дождалась его. Их руки снова соприкоснулись.
- Я очень люблю народное слово, - рассказывает Елена. – У этнографа Ксении Гемп в «Сказе о Беломорье» я прочитала историю, про то, как она в юности приехала в поморскую деревню и услышала, как местные жонки поют на угоре песни ожидания. Одна начинает, вторая подхватывает, потом третья… Я увидела в этой песне огромную поэтическую силу. Она сродни заклинанию. Эти строки долго жили во мне, не давали покоя, пока не воплотились в фильме.
Это первый шаг Елены в кинематографе и, на мой взгляд, успешный. При этом оставлять театральные подмостки она не собирается. На предыдущем фестивале актриса порадовала публику моноспектаклем про крылатую кенгуру «Лети Ида». По ее словам, возможно, в следующем году она привезёт в Вардё новую постановку по известной сказке датского писателя Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева».
Также стоит отметить, что Елена не только презентовала фильм, но и провела ряд мастер-классов, которые вызвали восторг у юных норвежцев. Она научила их изготавливать куклы-марионетки, делать ловушки для снов и другие забавные вещицы.
Держи баланс!
Архангелогородцы Сусанна Вояшина и Андрей Антушин устроили необычное занятие для всех желающих. Их мастер-классы по слэклайну состоялись в Вардё и Киберге. Этот вид физической активности сегодня набирает популярность в молодёжной среде всего мира. Между любыми устойчивыми конструкциями будь то столб, забор или что-нибудь ещё не очень высоко над землёй, примерно чуть выше колена, привязывается стропа, но не в натяг, а с небольшим провисом. По этой ленте, как в цирке, необходимо пройти, балансируя всем телом, из одного конца в другой. Сами преподаватели овладели этим искусством в совершенстве и теперь решили заразить им всех остальных.
- Слэклайном увлеклись восемь лет назад, - рассказывает Снежанна. – Мы с Андреем были в Тромсё и увидели там на детских площадках такие вот слабо натянутые стропы. – Я ранее выступала в народном танцевальном коллективе, думала, что быстро научусь по ним ходить, но не тут-то было. Меня задело, я стала налегать всё больше и больше и в итоге добилась своего.
Андрей и Снежанна любят путешествовать по миру и всегда берут с собой стропы, ведь место для тренировок можно найти везде. В родном городе они третий год подряд бесплатно проводят занятия в центральном городском парке для тех, кто желает освоить слэклайн.
Полыхали костры
Власти Вардё большое внимание уделяют туризму. Не только во время Поморского фестиваля, но и в обычные дни сюда приезжают гости из разных стран. Для них устраиваются различные экскурсии, поскольку достопримечательностей тут немало. Например, мемориал жертв охоты на ведьм. Он представляет собой вытянутую вдоль берега деревянную галерею. В ХVII веке в здешних краях в колдовстве и связях с дьяволом, который по поверьям обитал на расположенной неподалёку горе Думен, обвиняли гадалок, ворожей, знахарей, как женщин, так и мужчин. На стенах узкого темного коридора можно прочесть выписки из приговоров и узнать, кто, в чем обвинялся. Шансов оправдаться и сохранить жизнь у подозреваемых не было. Тех, кто под пытками признавал себя виновным, сразу отправляли на костёр. А если подозреваемый упорствовал, то выясняли, имеет ли он связь с дьяволом или нет, довольно просто: сбрасывали со скалы в море. Если тонул, то считалось, что море приняло невинную душу, а если выплывал, значит, помогла нечистая сила, и несчастного после этого ждала страшная казнь. Как упомянул Реми Странд, с 1621-го по 1692-й в Вардё заживо сожгли около сотни человек. В конце галереи расположен небольшой павильон со стенами из черного стекла. Внутри стул. Из него вырываются языки пламени, которые отражаются в семи овальных зеркалах. Создатели мемориала - известные американская художница Луиза Буржуа и швейцарский архитектор Петер Цумтор.
Кому интересна военная история, тех ждет старинная крепость Вардёхус. Её строили трижды, причём в разных местах города. Первое фортификационное сооружение на острове, как полагают историки, появилось более семисот лет назад. Его воздвигли на всякий пожарный - для защиты от новгородцев, которые так сюда и не пожаловали. Конфликты в то время проходили, как правило, на Балтийских берегах. Те стены, что сейчас возвышаются над морем, построены в 1734 - 1738 годах. Они имеют форму восьмиконечной звезды. Крепость долгое время служила тюрьмой. А в 1769-м она стала обсерваторией для астронома из Словакии, венгерского подданного, Максимилиана Хелла. Ему покровительствовал датский король, поэтому он получил возможность наблюдать из крепости за редким явлением: прохождением Венеры через диск Солнца.
Ластоногий презент
На нынешнем Поморском фестивале Вардё обзавёлся очередным арт-объектом. На площади Фритьофа Нансена северодвинской командой мастеров деревянного зодчества «Тайбола» был воздвигнут симпатичный морж. Ластоногий пришёлся по душе и детям, и взрослым. Пройти мимо обаятельной фигуры и не сделать селфи просто невозможно. По словам лидера «Тайболы» Ильи Кузубова, это уже восьмой их подарок норвежскому городку. А началось всё с 2016 года. Тогда зодчие впервые приехали сюда и соорудили на берегу пролива, который пролегает между островом и материком, арт-объект Дракар/Левиафан. В тот год в рамках фестиваля состоялся показ знаменитого фильма Андрея Звягинцева, снятого в наших Териберке и Кировске. Деревянная инсталляция художника Александра Менухова представляет собой останки корабля викингов и мифического чудовища.
С той поры «Тайбола» постоянно преподносит Вардё подарки. Так на причале теперь встречает пассажиров парома очаровательная птичка тупик, а рядом с ратушей можно увидеть норвежских поморов, которые выносят на своих плечах к воде лодку. А в Киберге рыбаков на пристани с недавних пор ожидает женщина в фартуке и с тачкой приготовленной для улова.
Малая Москва – большая память
Большой праздник завершился маршем по окрестностям Киберга. Это селение в годы Второй мировой войны стало важным центром партизанского сопротивления. Здесь находился созданный оккупантами лагерь советских военнопленных. В то время народное название поселения - Малая Москва наполнилось новым смыслом.
- Мы помним тех, кто отстаивал независимость Норвегии от фашистской Германии, поэтому каждый год устраиваем Поморский марш, - отметил заведующий Партизанским музеем в Киберге Стейнар Брок Йенсен. - Наши народы вместе боролись с общим врагом.
Стоит добавить, что хранитель музея вместе с председателем общества норвежско-российской дружбы «NoRu» Гюнниль Бликфельд-Шмидт два года назад приказом министра обороны нашей страны Сергея Шойгу были награждены медалями за увековечивание памяти советских солдат.
Участникам марша на выбор предлагалось два маршрута - протяженностью 5 и 10 километров. Россияне вместе с норвежскими друзьями прошли по пролегавшим через сопки фронтовым дорогам. Рядом с Кибергом дислоцировалась береговая артиллерийская батарея. Она охраняла подступы к Вардё. Немцы тщательно готовились к войне с Советским Союзом, о чём свидетельствуют вырубленные в скалах укрепления. У них на вооружении даже имелась пушка «Аврора». Она стреляла в небо световым снарядом, из-за чего ночью становилось светло, как днем.
Большинство выбрало длинный маршрут. По пути было куда заглянуть, поэтому он не показался долгим. В поход отправились утром, а к полудню все вернулись в Киберг. Там на школьном дворе нас ждал вкусный обед. Затем перед участниками Поморского марша выступил ансамбль баяниста Якоба Миккельсена. Кстати, сам он сын норвежского партизана. Музыканты исполнили немало русских мелодий: «Подмосковные вечера», «Прощайте скалистые горы», «Дорогой длинною» и другие, и все хором им подпевали.
Загадка портрета
- Мой дед, Трюгве Эриксен, - произнес шофер нашего автобуса. - Во время второй мировой войны он стал партизаном, проходил подготовку в Советском Союзе под Мурманском. Дед успешно выполнял задания и за это его наградили орденом Красной Звезды. Его дочь Боргни - моя тётя, была радисткой в Лавне, принимала шифровки разведчиков с норвежской территории. Я и сейчас живу в Киберге, в доме деда.
Трон Хенриксен остановил машину у небольшого красного обелиска по дороге на Хамнингберг. На памятнике три имени погибших от рук фашистов: Коре Ойен, Хокон Халвари и Оскар Йохан Йонсен.
Хенриксен рассказал нам, что во время карательной операции «Солнечная полночь» в июле 1943-го партизаны попытались спрятаться от врага в пещере на берегу Перс-фьорда. Но немцы знали про их укрытие, и оно стало для разведчиков ловушкой. Гитлеровцы отрезали им пути отступления. Попытка уговорить норвежцев сдаться, ни к чему не привела. Каратели решили войти в грот, завязалась перестрелка. Солдаты стали забрасывать его гранатами, но они попадали в плащ-палатку, висевшую у входа, и отскакивали от неё. Тогда фашисты решили вопрос просто: обстреляли пещеру огнемётами. Шансов выжить не осталось ни у кого.
Когда мы приехали в Хамнингберг, Трон рассказал нам ещё одну трагическую историю, которая произошла уже после войны в мирное время. В феврале 1979 в шторм у полуострова Рыбачий из-за обледенения затонул архангельский траулер «Метрострой». Экипаж погиб. На берег близ Киберга волны выбросили немало вещей с этого судна. Среди них деревянная дощечка, на которой изображён портрет девушки, выполненный методом пирографии. Скорее всего, это была возлюбленная одного из моряков. Картину подобрал дядя Трона Карстен Эриксен. Теперь она хранится у Хенриксена дома. Он попросил опубликовать снимок данной работы в мурманской прессе в надежде, что кто-нибудь узнает, что за женщина на ней изображена. Ну а в дальнейшем, возможно, выяснится, кто из рыбаков взял с собой в рейс портрет любимой.
Игорь АРИСТОВ, фото автора