Писать о 50-летии Дмитрия Блохина, о сыне великого тренера и активном баскетболисте 90-х годов прошлого века и начала 2000-х идущего столетия, продолжающего сражаться в баскетболе в руководимой ныне командой ветеранов «Белые медведи», заместителе председателя спорткомитета – и легко, и не очень-то... Легко, потому что много знаю о его жизни и деятельности, не очень – трудно понять некоторые нити его мыслей о современной действительности… Но это и хорошо: постараться раскрыть логику мышления умного, тактичного, трудолюбивого, знающего спорт и политику, умеющего просчитать решения и поступки человека на несколько ходов вперёд – дело нужное…
Всё начиналось от родителей: любви к музыке, ладу с людьми, уважению к ветеранам, делать добро, обожать баскетбол – взято от мамы Натальи Владимировны и отца Виктора Александровича…
… Наталья Ловцова без музыки жить не могла. В Североморске, где служили ее родители на Северном Флоте, постигала все тайны великих мелодий в музшколе, а потом и сама, окончив музучилище в городе Мурманске, стала преподавать – учила ребятишек игре на фортепьяно… Виктор Блохин не расставался с мячом и гитарой ни дома, ни в школе, ни на улице… - играл, тренировался, тренировал… Как нашёл время для знакомства с Натальей – вопрос. Оказывается, на пороге ресторана «Дары моря» в компании тренеров-преподавателей из ДЮСШ № 1, где Наташа работала аккомпаниатором вольных упражнений, а Виктор с ними был очень дружен … Наташа тоже любила гимнастику и баскетбол, но баскетболиста Блохина просто обожала: и в молодом возрасте, и во взрослом…
… Когда её родители, заработав пенсию, перебрались в Севастополь, как верные воинской профессии отставники, молодожёны стали навещать их в длинные летние каникулы. Виктор уже стал тренером-преподавателем и с удовольствием отдыхал на море, не выпуская мяч и гитару из рук. Малыши стали появляться в семье Блохиных закономерно: влюблённые мечтали о детях. Митя, как звали Дмитрия его в семье, одноклассники и друзья, – первенец, Миша – на 3 года младше – оба родились в Севастополе. Но росли почти с самых первых месяцев в Мурманске: «Для нас оба города – родные, - говорит Дмитрий Блохин. – Севастополь, как и Мурманск – город-герой. Оба вросли в сердце, оба дороги до волнительности…»
Судьба пристрастий мальчиков решилась однажды – до щелчка пальцев – просто: Наталья Владимировна учила сыновей ставить пальцы на клавишах фоно, а Виктор Александрович, как всегда с мячом, дал его в руки пацанам и сказал: «Пошли в спортзал. Сегодня у вас первая тренировка…» И всё – спортивная судьба решилась в момент!
…К тому времени отец мальчиков был уже очень уважаемым и талантливым тренером: его команды из ДЮСШ-2 побеждали везде и всегда. А вскоре Виктора Блохина назначили директором спортшколы. И сыновья там «прописались»: с малых лет и до участия в областных, межрегиональных, российских турнирах. Лучшие команды тренера стали завоёвывать призовые места на самых престижных соревнованиях. Его мальчишки 1973 года рождения становились победителями первенства РСФСР, а воспитанники Виктора Блохина 1978 года рождения стали победителями первенства России в 1994 году, обыграв в финале (в одно очко) знаменитую команду москвичей.. В этой команде играл и Миша, младший сын тренера. Тогда все игроки команды стали кандидатами в мастера спорта!
- Мне не столь ярко удалось пройти по баскетбольной юношеской стезе: никак не удавалось вырасти, - вспоминал Дмитрий. – В школьные годы я стоял в середине строя на тренировках, с ростом 175-180 см, и вес тоже не удавалось нарастить. Отцу опытные друзья говорили, указывая на меня: «Ему бы подрасти сантиметров на 10-15, да вес набрать кг на 7-9. Отличный был бы разыгрывающий и защитник. Поле видит блестяще, пасы выдает на зависть, бежит хорошо, вынослив, мобилен, дерзок… А вот…»
… Через три года, перед поступлением в институт, отдыхая, тренируясь исподволь и готовясь у деда в Севастополе к поступлению в мурманский педвуз, Дима сам не заметил, как подрос…… Приехал в Мурманск, а родители его не узнали: возмужал, вырос до 2-х метров, пророс небольшой щетинкой… Виктор Александрович ахнул: «Господи, что же ты так поздно вырос! Мне такой игрок был необходим года два назад. На финале первенства России в Ленинграде. Митя, ты ж меня перерос. Поди - см на 10… Иди ж ко мне - обниму, сынок! Какой ты стал красавец! Что ж, будем искать твою дорогу в спорте по-другому…»
Но тогда, в 1992-м, уже не было в команде отца вундеркиндов: кто ушёл в армию, кто уехал в столицы на учёбу, кто определился в классные команды в Ленинграде, Саратове и Череповце. Были очень перспективные парни у Виктора Блохина. Не зря же его команды чуть позднее прогремели по России, а он вошел в тренерский штаб сборной юношеской команды страны 1978 года рождения…Но Дмитрий нашёл себя в судействе, судил детские соревнования и фестивали по мини-баскетболу, ездил с отцом и командами по всей стране и Скандинавии, дважды входил в тройку лучших молодых судей Российской Федерации, рос в профессиональном плане и физически...
…Уже не отец тренировал Дмитрия, а он сам стал воспитывать малышей, приучая их к баскетболу. Учился в педвузе Мурманска и не выпускал мяч из рук – судьба отца проглядывалась в нём зримо. Уже первые победы его воспитанников радовали и самого, и отца, и маму, и брата. А когда окончил вуз в 1997 году, выбора иного не было кроме баскетбола. Да и зачем какой-то выбор – баскетбол был заложен в Дмитрия более чем основательно…
Мне не раз говорили ветераны, спортсмены, специалисты гор-облспорткомитетов, близкие к Дмитрию люди: «Добр парень. В нём этой доброты излишне много. Надо бы чуть больше жёсткости проявлять. Могут принять душевность за малодушие…» Сам я так не думал: нравилась в младшем Блохине эта черта. Она органично вливалась в его умные рассуждения о перспективах спорта, о проблемах в баскетболе, о наличии средств в бюджете, предназначенных на физкультуру… Были в этих суждениях и жёсткие нотки, была органика, доля цинизма, но больше ощущалась прагматика… И я всегда задавался вопросом: «Ведь прагмат, а откуда тогда эта доброта? Очень уж редкое явление в нашем обществе…» Но нашёл ответ на свой вопрос в небольшом рассказе Дмитрия:
- В поезде, который вёз нас, мальчишек, с соревнований из южных краев, мы немного скучали. И вдруг на одной из станций в вагон подсел, а точнее, вполз немолодой человек без ног, в заношенной, плохо пахнувшей одежде. И стал двигаться по проходу. Папа в этот момент считал деньги в своём купе, чтобы расплатиться с начальником вагона-ресторана за ужин команды. Инвалид увидел папу, остановился и замер… Во взгляде его была какая-то отрешённость. Папа посмотрел на инвалида и спросил: «Что так смотрите? Деньги нужны?» Инвалид сглотнул слюну и кивнул. Отец, как держал пачку денег, так и замер. А потом поднялся, подошёл к инвалиду и протянул ему всю пачку… Тот отстранил руку отца: «Зачем так много? Мне надо только на еду…» «Берите все. Мы обойдёмся, а вам пригодятся деньги. И не отказывайтесь: вижу вам они нужнее…» Тогда на нас этот поступок отца и тренера так подействовал, что мы долго между собой потом обсуждали увиденное. А я понял одно: надо всегда помогать сирым и бедным. Обездоленным. Особенно тем, кого обидела жизнь. И бог определит, кто прав… Вот так пример отца засел в голове…
- Так и Бог, похоже, засел? Или это не сразу сработало?
- Да, я верующий. Тогда ли это ощущение пришло, позже ли, но вера в Бога стала во мне жить. И помогает часто осознавать и свои, и чужие поступки… Но это отдельный разговор.
- Служба Господу всегда на Руси была разной. Наш люд не очень доверял попам, так как они были не всегда праведниками, а нередко слыли даже прощелыгами… Однако у меня другой к вам вопрос: чувствовал ли помощь веры в общении с людьми, в знакомстве с ними, ощущал ли помощь духовности в любви, в благодарности людям, в прочувствовании поступков - своих и чужих?
- Всегда. Даже нередко, прежде чем что-то сказать, сделать, предпринять – прислушиваюсь к внутреннему настрою, к какому-то внутреннему голосу. Это и есть, считаю, помощь веры…
- Такое ощущение было и при знакомстве с Ольгой, второй будущей супругой?
- Да, это так. Папа рассказывал, что когда приходил к Валерию Викторовичу Василевскому в «Радицу» делать заказы на наградную продукцию к турнирам, его встречала там девушка, которая мило и приветливо привечала отца, помогала правильно оформить заказ. И я всегда прислушивался к рассказам отца, а когда самому приходилось подменять его, то вспоминал упоминания о девушке, и, естественно, с особым вниманием приглядывался к ней. И кто-то внутри меня подсказывал: это она… Видимо, и здесь вера не изменила мне… Вот так и стали дружить с Ольгой, встречаться стали, а потом и любовь пришла, и свадьба, и Вовчик родился… Мне повезло с Олей, я счастлив, живём в любви, согласии. Бывают раздоринки – как без них, но главный стержень держит наши отношения крепко и надёжно. Был еще опыт первого брака, от которого растет сын Яков, который живет за океаном. Прекрасный 20-летний парень, спортсмен, двухметровый атлет, играет в хоккей с шайбой, учится, работает. С первой женой, к сожалению, не сложилось. Но сына старшего Якова, люблю, дружу с ним, переписываюсь, перезваниваюсь, встречаемся… Всё хорошо!
- Знаю, что Яков в США, хоккеем увлёкся, а вот младший, Володя, здорово играл за футбольный клуб «Мурманск» в турнире памяти АПЛ «Курск». Как его успехи в спорте?
- Володя – наш человек: перешёл в баскетбольную школу. Теперь спит и видит себя победителем турнира памяти дедушки. В конце марта собираемся с его командой на турнир в Санкт-Петербург среди юношей 10-11 лет, ребята наши будут бороться против сверстников из Москвы и Питера… Я доволен – есть кому передать эстафету отца. Ольга тоже радуется. А бабушка, Наталья Владимировна, просто души не чает во внуке… Наследник нашей баскетбольной династии растёт.
- Вспоминаю, Дмитрий Викторович, как начинал тренерскую деятельность в СДЮШОР-8, которую основал и возглавил Виктор Александрович. А потом, после трагической автокатастрофы знаменитого тренера, вы возглавили спортшколу. И помню, что воспитанники школы брали все призы в Заполярье, в СЗФО, успешно выступали на первенстве России. А потом?
- Да, в 29 лет стал директором СДЮШОР-8. Рано, конечно, всё случилось… Но Борис Семёнович Коган, председатель комитета по образованию Мурманска, напутствовал так: «Знал я отца твоего, Дмитрий, хорошо. Знаю немного и тебя, твой характер, слежу за твоими успехами. Уверен, что спортшкола будет в надёжных руках». Четыре года трудился я на этом посту, тренировал мальчишек, проводил турниры памяти папы. А в 2008 году пришёл в спорткомитет, который размещался на Буркова, 19. Путь был туда не простой: события вокруг комитета разворачивались круто, прошёл немало собеседований, получил «добро» у Михаила Юрьевича Савченко, главы города-героя, дали напутствия руководители облспорткомитета, специалисты городского комитета, познакомился с Ириной Евгеньевной Андреевой, с которой 11 лет потом работали душа в душу, хотя и спорили, и притирались мнениями, и успешно проводили грандиозные мероприятия… Например, мировой чемпионат по ледяному плаванию – дважды: в 2015 и 2019-м годах. Тогда мы шли по непротоптанным путям, когда со всей планеты – 33 страны участвовали в чемпионате мира - приехали более 400 пловцов, а мне пришлось поездить по миру: в Англию, в Шотландию, в Ирландию – вести переговоры, рассказывать о Мурманске, Заполярье, показывать места зимнего и ледяного плавания, гостиницы, рестораны… Американцы боялись ехать к нам, про медведей спрашивали – не ходят ли по улицам, что готовят у нас для спортсменов, не отравят ли… А потом мы так с ними подружились, да и с другими иностранцами, что стали перезваниваться, переписываться, обниматься при встречах… И никаких отчуждений, подозрений, косых взглядов… Вот и сейчас помогаем Министерству спорта Мурманской области готовить большой праздник зимнего плавания – чемпионат России и Кубок Арктики по зимнему плаванию, которые пройдут с 20 по 23 марта на озере Семеновское. Не стану загадывать, но в грязь лицом не ударим… И хочется вновь услышать от наших гостей, прощавшихся с нами в предыдущие чемпионаты: «Сказка! Это чудо! Возвращаться в Мурманск? Ну, конечно! Хотя в сказку не возвращаются…»
Хочу сказать, что наши специалисты, Ирина Андреева, председатель, помощники, судьи - были на высоте… Да, кто-то уходил из комитета, кто-то уезжал, но никто при этом не хлопал дверью, не держал камень за пазухой. Вместе делали одно нужное и большое дело – продвигали спорт и физкультуру в массы! И учились у опытных специалистов, у ветеранов спорта – Михаила Ивановича Беседина, Игоря Яковлевича Калошина, Владимира Ильича Горячкина, Нины Даниловны Бородулиной, Валерия Ивановича Цыганова, Владимира Николаевича Лебедева, Тимура Павловича Баланина, Людмилы Александровны Ананьиной… и у многих других. Они, как книга знаний, стали нашими маяками в работе…
Тут мне вспомнилась беседа о Дмитрии с Ириной Андреевой, председателем спорткомитета до 2019 года, под началом которой он долгое время трудился заместителем. Вот отрывок из того разговора: «Дмитрий преданный и талантливый продолжатель спортивной династии Блохиных. Ценю в нём преданность баскетболу и спорту в целом. В нём живёт прекрасное качество – доброта. На ней держится его вдумчивость, увлечённость, культура, образованность, эрудиция… Бывало, и ругались, и отстаивали каждый своё мнение, но приходили всегда к консенсусу, к взаимопониманию. Как в семье. Особенно поражала его доброта, любовь к ветеранам спорта, готовность помогать им во всём, делить с ними и радости, и горе… И потом, это очень ценное качество Дмитрия, он командный игрок: никогда не подставит ножку, не сделает пакость, выручит в беде. С ним и работать, и дружить, и веселиться – удовольствие!
Сказано классно! И, пожалуй, в самую «десятку»… Однако вернусь к беседе с юбиляром и продолжу свою мысль:
- Согласен. Слава о наших чемпионатах ледяного плавания обошла весь мир. Это была настоящая сенсация, подтвердившая, что мурманчане умеют быть блестящими организаторами…
- Организаторами можем быть. Да. Например, проводим ежегодно более 180 мероприятий в год. И никто не находит в них больших изъянов. Хотя какие-то мелкие недостатки и были иногда. Всё же не ошибаются те, кто не работает... Хочу сказать, что наши специалисты, руководство проявляют смекалку, мастерство, работоспособность, взаимопонимание со всеми федерациями, спортшколами, ветеранами спорта, общественниками. И добиваются заметных результатов. Хотя впереди ещё много работы. К тому же в комитет пришли молодые кадры, которым предстоит осваиваться с традициями и направлениями в нашей деятельности. Уверен, при стремлении учиться, изучать предыдущий опыт, вместе вершить дела – справимся…
- Дмитрий Викторович, столько в вашей жизни было событий, что рассказать обо всех – несбыточно в одной статье. Напишем когда-нибудь книгу о Блохиных. Вот тогда вместим в неё все главные (и не главные) эпизоды большой и дружной семьи. В том числе и о вас, как продолжателе традиций, толкателе идей, сподвижнике достижений в спорте и физкультуре Мурманска… Пока же несколько вопросов для вас, ответы на которые наверняка заинтересуют читателей и любителей спорта:
- Представьте, что мы в волшебном мире. И вам вновь 17 лет. Что захотелось бы изменить в жизни, вглядываясь в прошедшие 50 лет?
- Первое (шутливо): свои ошибки и прегрешения начал бы совершать гораздо раньше и скопом, чтобы не растягивать по жизни. Второе: опыт бы свой теперешний сразу бы взял на вооружение. Для семьи, друзей и родных его применил… Но нельзя же – сверху в нас заложено всё по порядку. И советы, и опыт, и ошибки – по порядку. И какой выход? Нет ответа. Вот поговорить об этом разве… И поверить философскому выводу: каждому – своё…
- Вам, Дмитрий Викторович, подарили в администрации 3 месяца отдыха. За заслуги. Как используете?
- Так…Книги не стал бы брать – в телефоне всё есть. Фильмы? Скачал бы военные: о Чеченской, Афганской войнах, о СВО, «Ментовские войны», «Бандитский Петербург», «Невский»… О спорте скачал. Например, «Движение вверх». Там, правда, не всё чётко о баскетболе, но до слёз пробрало, когда всей семьёй смотрели фильм в кинотеатре. Там о Великих тренерах и спортсменах шёл разговор. Папа знал и Кондрашина, и Штейнбока, и ребят той легендарной команды, выигравшей олимпийское золото… И уже не замечаешь в фильме неточностей. Да они и не главное – дух, мощь, трудолюбие, вера, сила – вот главные составляющие фильма. Да и жизни нашей!
- Кого посадите за стол 17 марта, в день 50-летия своего?
- Будем отмечать не только 17 марта: Друзья, коллеги, ученики… Семья! Друзья семьи и родственники. Всем – мои пожелания…
- И какой тост будет наиважнейший?
- Главный – «За любовь!» К маме, жене, детям, близким, друзьям, жизни… Хочется, чтобы такой тост слышали дети, чтобы впитывали суть праздника, его душевность, смысл происходящего. И сами потом повторяли…любовь! Как нам это передавалось, как мы повторяем её…
- Какие строки прочитаете после главных слов? Например, стихотворные?- Шуточные, видимо, прочитаю. И те, которые сам напишу – иногда сочиняю: под настроение, под впечатлениями, под вдохновением… Но вот что прочитаю…и такое: «Бывает, проснёшься, как птица – тугою пружиной на взводе… И хочется жить и трудиться! Но к завтраку… это проходит…»
Смеётся Дмитрий умело: тихо, красиво, лирично. А мне захотелось спросить у него о духовном. И задал такой вопрос: «Предстанете однажды перед Богом. Что скажете ему?»
- Дайте подумать… Да, вот о чём скажу обязательно: буду просить прощение – за все ошибки и прегрешения. И буду благодарить за всё: за любовь, за память, за семью, за счастье, за отца, брата, за команду, за работу… Попрошу простить меня за то, что не всё сделал: что недолюбил кого-то, что не всё сказал отцу, что дедушкам и бабушкам не воздал должное, что не всё сделал в баскетболе… А ещё извинился бы за то, что не всё сделал для отца в его любимой игре, не пошёл до конца по его спортивному пути, не доказал своё «лучшее» в баскетболе, не попал в петербургский «Спартак», не завоевал золото Олимпиады… И не всё делал так, как хотелось, чтобы делали мне… Но, вдруг, учту всё это и кое за что не надо будет просить прощения у Господа… А?
… Он это совершит. Обязательно. С его органичной добротой, душевностью, размахом благородства, добротными генами, мушкетёрскими качествами – Дмитрия будут вспоминать не только родные и друзья. Его след, ещё не втоптанный глубоко в спортивную историю Мурманска и Заполярья, наверняка будет ярким и талантливым! Поверьте в эту магию сегодняшнего 50-летнего мурманчанина! Вместе с автором!
Виктор ШУБИН